Формационный и цивилизационный пути развития общества: сущность и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть сущность и противоречия формационного и цивилизационного пути развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность формационного и цивилизационного пути развития общества;
2. Изучить противоречия каждого пути развития общества;
3. Оценить Российский путь развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА….6
1.1 Сущность и структура формационного пути развития…………...6
1.2 Виды общественно-экономических формаций…………………..10
1.3 Противоречия формационного пути развития общества………..16
2. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………...21
2.1Сущность цивилизации как этапа развития человеческого общества……………………………………………………21
Концепции локальных цивилизаций………………………...........26
2.3 Особенности и противоречия цивилизационного подхода…...…35
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ……………………………………………………………………….37
3.1 Формационный и цивилизационный пути в развитии России …37
3.2 Россия – евразийская цивилизация………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...49

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМ ТЕОРИЯ.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     Ответить  на этот вопрос можно рассмотрев характер государства в странах, освободившихся от колониальной зависимости. В таких странах чаще всего складывается положение, когда ни один класс не бывает настолько силён и организован,  чтобы единолично взять  и удержать власть. Как считалось в нашей науке, в таких странах возникает блок классовых сил, объединяющий национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, промежуточные слои (ремесленники, мелкие торговцы и т.п.). Основой объединения служат общенациональные интересы: завоевание и удержание независимости, развитие национальной экономики, культуры и проч. Поскольку такое объединение носит временный характер и по мере решения общенациональных задач начинают преобладать классовые интересы, такое государство вскоре (в историческом смысле) приходит к одному из основных типов государства (власть обычно завоёвывает буржуазия). Поэтому такой тип государства получил наименование «переходного».6

     Существенным  противоречием догматизированной формационной теории как научной основы исследования сущности государства является и апологетика социалистического государства, представление о нём как о высшем, неэксплуататорском типе государства, «отмирающем» государстве. Этот изъян обусловлен исходным положением данной теории, которым выступает принцип последовательного, с железной необходимостью осуществляемого восхождения от одного строго определённого типа государства к другому, более прогрессивному.

     С противоречиями формационной теории связаны и не совсем точные представления о смене типов государств. В соответствии с этими представлениями смена этих типов осуществляется в результате революции и поэтому должна иметь определённую последовательность и постоянность (что в действительности подтверждалось не всегда).   

     И, наконец, формационный путь развития государств не объясняет тех сущностных различий, которые имеют место между государствами одной и той же общественно-экономической формации. Здесь имеются в виду различия связанные с отношениями между той частью общества, которой реально принадлежит государственная власть, с остальным населением, т.е. его большей частью. В этом плане может быть применена классификация государств, широко используемая в науке: их деление на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические (имея в виду, конечно, существование и многих промежуточных форм).

     Указанные противоречия и особенности формационного пути, говорят о том, что формационный подход нуждается в доработке. Однако уже сейчас данный путь существенно дополняет типологию, позволяет выделить особенности государств в рамках общепринятых типов, соответствующих общественно-экономическим формациям.7 
 
 
 
 
 
 

     2. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ ПАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

     2.1 Сущность цивилизации как этапа развития человеческого общества 

     Понятие цивилизации определяется как определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества. Кроме того, тем же термином воспользовался в свое время известный американский исследователь Г.Л. Морган для обозначения всего периода развития общества, следующего за варварством. Генри Морган разработал теорию, обосновывающую периодизацию истории человеческого общества, в основу которой, в отличие от марксистской парадигмы, он кладет не отношения собственности, а технологическую детерминанту. На этой шкале выделяются три главных этапа:

  • дикость;
  • варварство;
  • цивилизация;

Таблица 3 – Этапы цивилизационного развития общества

Главные этапы Описание
1) Дикость      Своеобразное "детство человеческого рода". На низшей ступени люди живут только в тех местах, где они когда-то произошли от обезьян - в теплом климате, в лесах, главным образом, на деревьях; питаются растительной пищей - плодами, орехами, съедобными кореньями. Главное достижение этой ступени - появление "второй сигнальной системы", т.е. членораздельной речи. О том, какова была тогда жизнь, можно лишь догадываться. Наблюдать ее сегодня невозможно нигде: ни один из даже самых отсталых народов и племен на этой ступени уже не остался. Средняя ступень: введение в рацион рыбной пищи и освоение огня, что существенно подняло человека над другими животными. Изготовление и регулярное применение первых каменных орудий. Периодическое употребление животной пищи. Постоянная недостаточность пищи приводит к возникновению людоедства. Высшая ступень дикости еще более высоко поднимает человеческое общество над животным миром. С изобретением лука и стрел охота становится одной из постоянных отраслей труда, а дичь - относительно постоянной пищей. Комбинация лука, тетивы и стрел - это уже довольно сложное орудие, конструирование которого возможно благодаря длительно накапливаемому опыту и весьма развитым умственным способностям. А значит, можно предполагать появление на этом этапе и других, не менее сложных изобретений. Морган, изучая условия жизни племен, обитающих в различных уголках земного шара (и, естественно, ничего не знающих друг о друге), отмечает любопытное сходство: они уже применяют лук и стрелы, но еще не знакомы с гончарным искусством.      
2) Варварство      Его низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства. Характерной чертой этого  периода является начало приручения и разведения животных, а также возделывания растений. Средняя ступень уже характеризуется использованием прирученных животных как повсеместно распространенным явлением. Кроме того, в этот период начинают приручать животных не только для получения мясной пищи, но и молока. Начинается селекционная работа - вначале в животноводстве, а затем и в растениеводстве. В пище используются злаки. Появление такой пищи и возможности запасать ее впрок позволяют осваивать местности, считавшиеся ранее неблагоприятными для обитания. Более обильное питание в сравнении с теми племенами и народами, которые продолжают жить собирательством и охотой, дает новым "аграрным" расам серьезные преимущества в чисто физическом развитии, сокращая смертность, прежде всего, среди детей, и увеличивая их численность. По тем же причинам на этой ступени постепенно исчезает каннибализм и отныне сохраняется кое-где, главным образом, в качестве религиозного или колдовского обряда. Высшая ступень включает в себя введение в земледелие плуга с домашним скотом в качестве тягловой силы (стало быть, животноводство, помимо мясного и молочного, пополняется разведением еще и рабочего скота). Морган и Энгельс утверждают, что окончательное утверждение полеводства сопровождается концентрацией населения на относительно ограниченных площадях, что, в свою очередь, порождает социальную потребность в едином централизованном руководстве. Варварство переходит в цивилизацию после изобретения и введения в постоянное пользование письменности.
3) цивилизация      Период появления промышленности (в собственном смысле слова), а также сферы духовного производства, включая развитые формы религии, науку и искусство. Социальное развитие этого периода, прежде всего, закрепляет и существенно углубляет все возникшие прежде виды разделения труда, причем, осуществляется это - особенно на начальных ступенях - довольно жестко, с противопоставлением, в частности, новых видов поселения - города и деревни, а также решительным разделением общества на классы. Кроме того, на самой заре цивилизации появляется класс, занятый уже не производством, а исключительно обменом продуктов - купцы, которые, во-первых, принимают на себя роль своеобразной цепочки, связывающей группы, производящие различные виды продуктов, а во-вторых, постепенно экономически подчиняют себе агентов производства на обоих концах этой цепочки. Вместе с этим классом появляется товар товаров - деньги. В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить еще одну достаточно важную социальную функцию этого класса: установление коммуникаций, распространение информации, накопленных в одних обществах, по всем другим.

     Выделяется  и особый класс людей, занятых  исключительно управленческими  функциями, которые в прежних  эпохах выполнялись вождями и  старейшинами во многом, так сказать, "на общественных" началах. Управление становится профессией, т.е. особым видом деятельности, требующим, с одной стороны, специальной подготовки, а с другой - являющимся источником постоянного дохода. То же самое происходит и с отправлением религиозного культа, вокруг которого формируется класс профессиональных священнослужителей.


Источник: Новая цивилизация //Экономика и жизнь/ К.Х. Оппенлендер. - 2008. № 7.

     Каждый последующий период протекал быстрее и главное - приводил к более значительным достижениям. Такую тенденцию Б.Ф. Поршнев назвал законом ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эту тенденцию можно было бы графически изобразить в виде экспоненциальной кривой на рисунке 5. Она проявлялась и в неравной длительности различных ступеней одного и того же этапа (самыми длительными были низшие ступени, наименее продолжительными - высшие).

     

     Рисунок 2 - Эволюционная кривая в различных системах координат

Источник: Булатова, А. С.. Экономика: учебник - М.: БЕК. – 2002. – 385с. 

     Следует помнить и о неравномерности развития обществ, возникавших и развивавшихся в различных ареалах обитания: в одних из них были более благоприятные условия для тех или иных этапов, в других - менее (на что указывает, к примеру, Ф.Энгельс).  

          2.2 Концепции локальных цивилизаций 

     Цивилизация - это не обязательно конкретный исторический период в жизни одной  отдельно взятой страны или народа. Она может охватывать и множество  народов, сознание и культура которых  пропитаны одинаковым мировосприятием  или, как сейчас принято говорить, менталитетом.

     Историки  и социологи, исповедовавшие цивилизационный  путь развития общества, достаточно часто использовали биологические аналогии, сравнивая развитие цивилизации с жизнью живого организма. Одним из первых, кто использовал понятие цивилизации как культурно-исторического типа, был русский историк Н.Я. Данилевский. В своей книге "Россия и Европа", увидевшей свет в 1869г., он предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с "естественной историей". А "естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития (выделено мною. - В.А.) как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться". Он выдвинул также предположение о появлении, наряду со сложившимися западными и восточными, качественно нового культурно-исторического "славянского" типа. Достаточно важным в концепции Н.Я. Данилевского был тезис об ограниченности времени исторического бытия каждого культурно-исторического типа. " Народу одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет - на Востоке или на Западе. Всему живущему, как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений, дается известная сумма жизни, с истечением которой они должны умереть". Идею цивилизации как культурно-исторического типа плодотворно развивал немецкий философ Освальд Шпенглер, предсказавший в своей знаменитой работе "Закат Европы" неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. В отличие от Данилевского (который уподобляет ход развития культурно-исторических типов "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу".

     Шпенглер  сравнивает период существования каждой из рассматриваемых им "локальных  культур" с жизнью полевого цветка. Культура, утверждает он, может развиться со всеми ее характерными чертами на почве строго ограниченной местности, к которой она остается привязанной наподобие растения; ее нельзя пересадить в другую почву - в результате такой трансплантации она неминуемо погибнет. Культура умирает также после того, как ее "душа" осуществит полную сумму своих возможностей в виде языков, вероучений, наук, искусств, народов и государств.

     

     Рисунок 3 - Этапы развития локальных цивилизаций

     Источник: Журнал Эксперт [электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. – М., 2011. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/about/

      Время жизни любой цивилизации, утверждал  Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая - вершину, три последних образуют нисходящий этап.

      Таблица 4 – Развитие локальных цивилизаций

Этап Описание
Восходящий  этап      Органический тип эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности - политической, экономической, научной, религиозной, художественной.
Нисходящий  этап      Механический тип эволюции и окаменелые формы культуры. Именно данный этап Шпенглер называет цивилизацией. Период цивилизации связан с образованием огромных империй. Шпенглер объясняет этот процесс тем, что энергия культурного человека направлена, главным образом, вовнутрь, а цивилизованного - вовне. Надо отметить, что позднее в немецкой социологии противопоставление Kultur и Zivilization стало частью критики современного индустриального общества, которое многими воспринималось как безличная сила, стандартизовавшая человеческую культуру и сознание.

  1. Источник: Булатова, А. С.. Экономика: учебник - М.: БЕК. – 2002. – 385с.
 

     В 20-х годах с книгой "Закат  Европы" ознакомился английский историк Арнольд Тойнби и пришел к выводу, что общая концепция Шпенглера верна, однако его не удовлетворял способ, каким она обоснована. Тойнби задался целью подвести под эту теорию основательный эмпирический фундамент. Главным трудом его жизни стало 12-томное "Study of History"("Исследование истории"), на 6 тысячах страниц которой изложен огромный фактический материал из истории всех существовавших в прошлом народов и цивилизаций.

     Тойнби  также выделяет 5 основных фаз развития любой цивилизации: возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. Опираясь, по его собственным словам, на самые последние достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8:

  • западная;
  • византийско-ортодоксальная;
  • русско-ортодоксальная;
  • арабская;
  • индийская;
  • дальневосточная;
  • китайская;
  • японо-корейская.

     В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает  действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа. «Вызов» побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мышление, согласно которому благоприятные климатические и географические условия способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста". Другими словами, вызов - это насущная задача (точнее, комплекс задач), которую ставит перед данным конкретным обществом историческая ситуация, и каждый его шаг вперед связан с ответом на такой вызов. Таким образом, цивилизация возникает, существует и развивается благодаря постоянным, непрекращающимся усилиям человека.

     Таблица 5 - Критерии роста цивилизации

Критерий Описание
1)      Возрастанию власти над окружающей природной средой, повышению степени независимости от ее изменчивости и капризов. Этого удается достичь благодаря совершенствованию техники. Правда, здесь тоже кроется определенная опасность: излишний акцент внимания на одностороннем развитии какой-либо одной стороны производственной деятельности может завести цивилизацию в своего рода эволюционный тупик, и она превращается в "задержанную цивилизацию" (так, полинезийцы стали прекрасными мореходами, эскимосы - рыбаками, спартанцы - солдатами): техника продолжает совершенствоваться, а цивилизация остается статичной.
2)      По усилению власти над человеческим окружением: "У цивилизаций, только что зародившихся, существует тенденция не только к росту, но и к давлению на другие общества". Другими словами, у молодых цивилизаций наблюдается постоянная экспансия, направленная как на расширение своих географических границ, так и на усиление своего влияния на соседние страны и народы тем или иным способом. Это главные критерии. Существует и ряд частных критериев, раскрывающих, детализирующих проявление их.

Информация о работе Формационный и цивилизационный пути развития общества: сущность и противоречия