Госрасходы как инструмент стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
-показать роль госбюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и
расходной части;
-необходимо рассмотреть причины порождающие дефицит и профицит;
-объяснить механизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета;
-рассмотреть теоретические концепций балансирования бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Госрасходы как инструмент стабилизационной политики…….…3 1.1 Государственные расходы и совокупный спрос……………………………3
1.2 Государственный бюджет,его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..…………………………..…....5
1.3 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его
финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета………........11
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на (2009-2011гг.)……….. 15
Глава 3. Мероприятия по расходу федерального бюджета………...…………17
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

!!!КУР Раб ЭКОН.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Госрасходы как инструмент стабилизационной политики…….…3           1.1 Государственные расходы и совокупный спрос……………………………3

1.2 Государственный  бюджет,его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..…………………………..…....5

1.3 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его

финансирования. Мультипликатор сбалансированного  бюджета………........11

Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на (2009-2011гг.)……….. 15

Глава 3. Мероприятия по расходу федерального бюджета………...…………17

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Актуальность данной курсовой работы рассматривается с точки зрения, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.

В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие  задачи:

-показать роль госбюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и

расходной части;

-необходимо рассмотреть причины порождающие дефицит и профицит;

-объяснить механизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета;

-рассмотреть теоретические концепций балансирования бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Госрасходы как инструмент стабилизационной политики.

Наряду с  налогами важнейшим инструментом воздействия  государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

-  военные;

- экономические;

- на социальные цели;

- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

- на содержание аппарата управления.

1.1 Государственные расходы и совокупный спрос.

Прежде чем  перейти к рассмотрению этого  вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.

-Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.

-Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не

оказывают воздействия  на потребление и инвестиции.

-В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.

Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг.

Состояние, при  котором вся величина ВНП будет  потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние

на совокупный спрос, что и потребительские  расходы и инвестиции. Точка Е 

показывает  равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребительский расход населения, I – инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.

рис.1 Влияние  государственных расходов на совокупный спрос.

 

1.2 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества. Центральное место в системе финансов принадлежит государственному бюджету. Существуют следующие определения бюджета:

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, также для осуществления социально-экономических функций1.

Государственный бюджет - это баланс доходов и  расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Главными источниками  дохода государственного бюджета являются налоги:

- налоги на  доходы физических и юридических  лиц; 

- налоги на  товары и услуги (НДС, налог  с продаж, акцизы, пошлины);

- налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.).

Налоги делятся  на прямые, которые взимаются с  физических и юридических лиц, и  косвенные, которые взимаются путем  установления надбавки к цене товаров  и услуг.

Неналоговые доходы весьма разнообразны, но среди них в России доминируют доходы от приватизации, сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, предоставления домохозяйствам и фирмам платных услуг, перечисленной в бюджет прибыли Центрального банка, от процентов выданных за границу государственных кредитов.

В свою очередь  расходы государства могут быть разделены по целям:

-расходы на политические цели - обеспечение национальной

обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и  т.п.);

-содержание аппарата управления государством;

-расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь частному сектору экономики;

-расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение,

-развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные  расходы делятся на:

- государственные  закупки товаров и услуг (их  стоимость включается в ВВП);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

- выплаты процентов  по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного  долга (эти расходы также не  входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).

Структура бюджетных  расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном  бюджете страны выглядит приблизительно следующим образом:

Доходы Налоги, в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор - 75-85%.

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли - 5-8%.

Взносы в  государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования  от безработицы - 10-12%.

Расходы затраты  на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти  цели - 40-50%.

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ - 10-20%.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам - 10-20%.

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих - 5-10%.

Платежи по государственному долгу - 7-8%.

Следовательно, финансовые отношения, которые формируют  бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйственных субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане и хозяйствующие субъекты в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизведенного потенциала всего общества.

 Будучи производными от финансовых отношений, бюджетные отношения призваны выполнять те же государственные функции: бюджетного регулирования и бюджетного обеспечения.

Содержание  функции бюджетного регулирования  характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, всеми

субъектами  бюджетных отношений, но и между  разными подразделениями общественного  производства. Сфера этой функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают практически  все участники общественного производства.

Таким образом, бюджетное регулирование – это  организованная система управления бюджетным устройством государства. Содержание функции бюджетного регулирования  реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного производства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой, перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, в основном находящуюся на содержании бюджета.

Благодаря этому  свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. При этом в бюджетном процессе высвечиваются слабые места, и правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Регулирующая  функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она  позволяет лишь отслеживать и  корректировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводительный процесс.

Современное понимание  регулирующей функции бюджета заключается  в том, что он объективно через  количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. И в этих экономических процессах государство не выполняет роль стороннего наблюдателя, а само является активно действующим субъектом.

Информация о работе Госрасходы как инструмент стабилизационной политики