Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
-показать роль госбюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и
расходной части;
-необходимо рассмотреть причины порождающие дефицит и профицит;
-объяснить механизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета;
-рассмотреть теоретические концепций балансирования бюджета.
Введение
Глава 1. Госрасходы как инструмент стабилизационной политики…….…3 1.1 Государственные расходы и совокупный спрос……………………………3
1.2 Государственный бюджет,его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..…………………………..…....5
1.3 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его
финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета………........11
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на (2009-2011гг.)……….. 15
Глава 3. Мероприятия по расходу федерального бюджета………...…………17
Заключение
Список литературы
Функция бюджетного обеспечения государственных услуг (фискальная функция) предполагает обеспечение государства финансовыми ресурсами для выполнения им своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
Государственные услуги – это услуги, оказываемые юридическим или физическим лицам органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями и иными юридическими или физическими лицами безвозмездно или по устанавливаемым органами государственной власти (органами местного самоуправления) ценам (тарифам).
Функция бюджетного обеспечения не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы, в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому эта функция связана с регулирующей бюджета и имеет свои специфические формы реализации. Так как фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
В бюджетном обеспечении реализуется роль государства как хозяйствующего субъекта, продающего общественный товар (публичную услугу).
Для того, чтобы повышать эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы; в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.
Решение задачи экономического роста предопределяется эффективностью управления всей бюджетной системой, которое в свою очередь охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы и бюджетного процесса. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить.
1.3 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его
финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
- когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
- когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
- когда доходы
бюджета меньше, чем расходы (Т
< G), сальдо бюджета отрицательное,
т.е. имеет место дефицит
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.
По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.
Циклический дефицит
- результат наступления фазы спада
производства, который обусловливает
сокращение поступления доходов
в бюджет в связи с сужением
сферы налогообложения и увелич
Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния .
К причинам бюджетного дефицита можно отнести:
- спад общественного производства;
-рост предельных
издержек общественного
- массовый выпуск "пустых" денег;
- излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
- возросшие
затраты на финансирование ВПК;
- оборот "теневого" капитала в огромных масштабах.
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
- за счет эмиссии денег;
- за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
- за счет
займа у других стран или
международных финансовых
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:
- рост денежной
массы является фактором
Недостатки:
- Главный недостаток
эмиссионного способа
- Этот метод
может оказать
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства этого способа финансирования:
- Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.
-Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).
Недостатки:
По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.
Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея
2.Анализ федерального бюджета на 2009-2011 гг.
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на 2010 и 2011 года. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица-1 Анализ расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. (в млрд. руб.)
Расходы федерального бюджета |
Принятый закон о бюджете |
Абсолютное отклонение | ||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011г. к 2009г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расходы-всего |
7943 |
8888,3 |
9546,6 |
1603,6 |
Общегосударственные вопросы |
1143,7 |
1172,3 |
1135,4 |
-8,3 |
% к расходам всего |
14,4 |
13,2 |
11,9 |
-2,5 |
Нац.оборона |
712,6 |
734,9 |
806,9 |
94,3 |
% к расходам всего |
9,7 |
8,3 |
8,5 |
-1,2 |
Нац.безопасность |
756,3 |
833,6 |
888,7 |
132,4 |
% к расходам всего |
9,5 |
9,4 |
9,3 |
-0,2 |
Нац.экономика |
1063,7 |
1165,8 |
1371,5 |
307,8 |
% к расходам всего |
13,4 |
13,1 |
14,4 |
1 |
ЖКХ |
81 |
82,2 |
79,4 |
-1,6 |
% к расходам всего |
1,02 |
0,92 |
0,83 |
-0,19 |
Охрана окружающей среды |
13,8 |
14,7 |
15,05 |
1,25 |
% к расходам всего |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Образование |
410,4 |
448,5 |
465,4 |
55 |
% к расходам всего |
5,2 |
5 |
4,87 |
-0,33 |
Культура,кино,СМИ |
114,1 |
114,1 |
114,3 |
0,2 |
% к расходам всего |
1,44 |
1,28 |
1,2 |
-0,24 |
Здравоохранение |
349,9 |
365,8 |
367,5 |
17,6 |
% к расходам всего |
4,4 |
4,1 |
3,85 |
-0,55 |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают общегосударственные вопросы, доля которого составляет 14,4% от общей суммы расходов. Мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,4 млрд. руб.(11,9%).
Национальная экономика занимает второе место в распределении бюджетных средств. В 2009 году сумма составила 1 063,7 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,5 млрд. руб., что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
На третьем месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на четвертом месте национальная оборона.
В условиях формирования федерального бюджета на трехлетний период и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, прогноз должен с большой степенью точности и надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
Правительству Российской Федерации необходимо ускорить разработку и утверждение долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2023 года, концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, а также федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации».
В Бюджетном
послании отмечено, что нынешняя структура
российской экономики еще не отвечает
современным требованиям
Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран. При этом на 2009 – 2011 годы предусматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2009 – 2011 годы свидетельствует о дальнейшем усилении межрегиональной дифференциации по основным социально-экономическим показателям. Проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации и выравнивания в их развитии, не в полной мере направлена на создание стимулов для эффективного социально-экономического развития регионов.
Информация о работе Госрасходы как инструмент стабилизационной политики