Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа
Государственная собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.
Введение 3
1. Сущность государственной собственности, как экономической категории.
1.1. Понятие государственной собственности. 5
1.2. Исторические аспекты государственной собственности. 9
2. Преимущества и недостатки государственной собственности.
2.1. Формы собственности. 16
2.2. Понятие форм собственности. 22
3. Тенденции и перспективы развития государственной собственности в РФ
3.1. Эффективное использование государственной собственности. 28
3.2. Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ 32
Заключение 36
Список использованной литературы
37
Впервые
положения о равноправии форм
собственности советских
По
советскому законодательству право
государственной собственности
лишь с большой долей условности
могло быть названо таковым. Его
субъектом - единым и единственным -
являлось советское государство
в лице строго иерархической системы
государственных органов, обладающих
не гражданско-правовыми
Первое упоминание о муниципальной собственности в России 90-х г. XX в. встречается в Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. (далее-Закон), где в ст. 2 впервые было определено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). В этом нормативном документе законодатель также впервые установил объектный состав муниципального имущества.
Уже 6 июля 1991 г. был принят Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", в котором муниципальная собственности была признана экономической основой местно го самоуправления. В Законе о местном само управлении были продублированы за некоторыми изъятиями статьи Закона РСФСР "О собственности", касающиеся муниципальной собственности.
Конституция РФ 12 декабря 1993 г. подтвердила право органов местного самоуправления управлять (владеть, пользоваться, распоряжаться) муниципальной собственностью.
Указом
Президента РФ "О гарантиях местного
самоуправления в Российской Федерации"
от 22 декабря 1993 г. порядок передачи
объектов государственной собственности
в муниципальную был упрощен
органам местного самоуправления было
предоставлено право
можно
сделать вывод, что право муниципальной
собственности как и
Глава 2. Преимущества и недостатки государственной собственности.
Преимущества государственной собственности:
Недостатки государственной собственности:
2.1. Формы собственности.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом
определяются виды имущества, которые
могут находиться только в государственной
или муниципальной
Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).
В
п. 1 статьи 212 ГК РФ воспроизводится
положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции,
о формах собственности. Понятие
формы собственности в данном
контексте употребляется в
В
п. 2 статьи 212 ГК РФ определяется перечень
субъектов права собственности,
полностью совпадающий с
Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.
В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.
Пункт
3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две
нормы различной
В
абз. 1 отмечены особенности приобретения
и прекращения права
Такие
особенности могут
Отсылочная
норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи
212 ГК РФ, имеет принципиальное значение
для всего гражданского права. Она
устанавливает, что отдельные виды
имущества могут находиться только
в государственной или
Было
бы более правильным указанное имущество
вообще не относить к государственной
или муниципальной
В
Российской Федерации указанное
имущество не поименовано ни в
ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом
законе. На фрагментарной основе отдельные
положения об имуществе общего пользования
содержатся в законах, посвященных
отдельным видам природных
Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.
Действие
статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан,
а также на юридических лиц
независимо от формы собственности,
к которой относится
В
п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные
новеллы, вводимые в гражданское
законодательство РФ в части видов
имущества, которое может находиться
в собственности граждан и
юридических лиц. Во-первых, законодатель
не дает перечня видов имущества,
могущего быть объектами права собственности
граждан, как это имело место
в советском гражданском