Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Государственная собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственной собственности, как экономической категории.
1.1. Понятие государственной собственности. 5
1.2. Исторические аспекты государственной собственности. 9
2. Преимущества и недостатки государственной собственности.
2.1. Формы собственности. 16
2.2. Понятие форм собственности. 22
3. Тенденции и перспективы развития государственной собственности в РФ
3.1. Эффективное использование государственной собственности. 28
3.2. Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ 32
Заключение 36

Список использованной литературы
37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по эконом.теории Государственая собственность.docx

— 72.56 Кб (Скачать документ)

     Впервые положения о равноправии форм собственности советских граждан  коллективной и государственной  были сформулированы в Законе "О  собственности в СССР" от 6 марта 1990 г Государственная собственность  включала общесоюзную собственность, собственность союзных республик, автономных республик, автономных округов, административно-территориальных образований (коммунальную собственность) (п. 1 ст. 9) Положения Закона, относящиеся к  видам государственной собственности, должны были вступить в силу по мере разграничения имущества между  этими видами собственности Совету Министров СССР предписывалось до 1 июля 1991 г обеспечить совместно с  правительствами союзных республик  и с участием автономных республик  разграничение имущества между  общесоюзной собственностью и собственностью союзных республик.

     По  советскому законодательству право  государственной собственности  лишь с большой долей условности могло быть названо таковым. Его  субъектом - единым и единственным - являлось советское государство  в лице строго иерархической системы  государственных органов, обладающих не гражданско-правовыми правомочиями владения, пользования и распоряжения, а властной компетенцией, административными  правами. Все государственное имущество  находилось в управлении и распоряжении этих органов и только для правовой видимости закреплялось за предприятиями, которые лишь обладали единственным правом - правом пользоваться этим имуществом, приумножая государственную собственность.

     Первое  упоминание о муниципальной собственности  в России 90-х г. XX в. встречается  в Законе РСФСР "О собственности  в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. (далее-Закон), где в ст. 2 впервые было определено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной  собственности, а также в собственности  общественных объединений (организаций). В этом нормативном документе  законодатель также впервые установил  объектный состав муниципального имущества.

     Уже 6 июля 1991 г. был принят Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", в котором муниципальная собственности была признана экономической основой местно го самоуправления. В Законе о местном само управлении были продублированы за некоторыми изъятиями статьи Закона РСФСР "О собственности", касающиеся муниципальной собственности.

     Конституция РФ 12 декабря 1993 г. подтвердила право  органов местного самоуправления управлять (владеть, пользоваться, распоряжаться) муниципальной собственностью.

     Указом  Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. порядок передачи объектов государственной собственности  в муниципальную был упрощен  органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., при этом их решения могли  быть оспорены только в судебном порядке.

     можно сделать вывод, что право муниципальной  собственности как и государственной  признано в Российской Федерации  на законодательном уровне, определены его субъектный и объектный составы. Тем не менее, процесс реального  обеспечения гарантий этого права  и формирования самого муниципального имущества происходит не просто. Многое не было, да и не могло быть учтено законодателем, поскольку лишь практика может служить безошибочным индикатором жизнеспособности нормы права. Некоторые трудности в реализации института можно связать с низким уровнем правовой грамотности муниципальных служащих, с новизной происходящих событий, а также противоречиями законодательства, которые до сих пор не устранены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Преимущества и недостатки государственной собственности.

     Преимущества  государственной собственности:

  • способность осуществлять макрорегулирование;
  • формирование стратегии экономического развития общества в целом;
  • оптимизирование структуры национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.
 

     Недостатки  государственной собственности:

  • стремление к монополизму;
  • бюрократизация собственности, т.е. наличие множества управленческих структур, которые действуют неэффективно;
  • ведомственность, т.е. министерства и ведомства свои интересы ставят выше общественных;
  • отсутствие персонификации, т.е. существуют объекты собственности за которые никто не отвечает, следовательно, используются неэффективно;
  • невысокая экономическая эффективность Экономическая эффективность -- результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.
 
 
 
 
 

     2.1. Формы собственности.

     В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности.

     Имущество может находиться в собственности  граждан и юридических лиц, а  также Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований.

     Особенности приобретения и прекращения права  собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в  зависимости от того, находится имущество  в собственности гражданина или  юридического лица, в собственности  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

     Законом определяются виды имущества, которые  могут находиться только в государственной  или муниципальной собственности.

     Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).

     В п. 1 статьи 212 ГК РФ воспроизводится  положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие  формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом  смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые  могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы  собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной  собственности. В этом же направлении  идет процесс экономического развития и российского общества.

     В п. 2 статьи 212 ГК РФ определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским  законодательством.

     Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования  могут выступать как в качестве единоличных субъектов права  собственности, так и совместно  осуществлять принадлежащие им права  собственности. Все субъекты права  собственности вправе создавать  общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются  как соучастники совместного  права владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности  на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.

     В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации  и субъектам РФ, осуществляются совместно  в отношении одних и тех  же объектов на основе создания сложноструктурных  образований по использованию права  собственности.

     Пункт 3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две  нормы различной направленности.

     В абз. 1 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности  на имущество, владения, пользования  и распоряжения им применительно  к отдельным категориям субъектов  права собственности.

     Такие особенности могут устанавливаться  лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности  граждан и юридических лиц  в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности  отражены в гл. 14 "Приобретение права  собственности" и гл. 15 "Прекращение  права собственности" ГК. В отношении  необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования  и распоряжения имуществом, принадлежащим  различным категориям субъектов  права собственности, положения  п. 3 статьи 212 ГК РФ должны толковаться  ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как  таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников  с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в  противоречие с основополагающей конституционной  нормой, воспроизведенной в п. 4 статьи 212ГК РФ. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под  защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом  равенство всех субъектов права  собственности перед законом.

     Отсылочная  норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она  устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной  собственности. Перечень такого имущества  устанавливается законом. В Конституции  и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование  данного имущества с приведением  его перечня предусмотрено в  гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

     Было  бы более правильным указанное имущество  вообще не относить к государственной  или муниципальной собственности  и считать его всенародным  достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов  Российской Федерации (по формулировке преамбулы Федерального закона "О  природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные  образования должны находиться на положении  управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество  не подлежит отчуждению, оно не может  быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено  особым правилам.

     В Российской Федерации указанное  имущество не поименовано ни в  ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные  положения об имуществе общего пользования  содержатся в законах, посвященных  отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

     Настоятельно  требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния  народов Российской Федерации. В  перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно  должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья  океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.

     Действие  статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан, а также на юридических лиц  независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее  им имущество. Это могут быть и  юридические лица, функционирующие  на основе частного капитала, и юридические  лица - акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной  собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические  лица со 100-процентным государственным  капиталом должны рассматриваться  лишь как субъекты частного права  в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной  собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной  собственности. Однако в связи с  тем, что право собственности  граждан и право собственности  юридических лиц функционируют  в рамках одного и того же правового  режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся  в жертву вполне законную формулу  права частной собственности  граждан.

     В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское  законодательство РФ в части видов  имущества, которое может находиться в собственности граждан и  юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности  граждан, как это имело место  в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические  лица располагают одинаковыми правами  в отношении имущества, которое  может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

Информация о работе Государственная собственность