Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа
Государственная собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.
Введение 3
1. Сущность государственной собственности, как экономической категории.
1.1. Понятие государственной собственности. 5
1.2. Исторические аспекты государственной собственности. 9
2. Преимущества и недостатки государственной собственности.
2.1. Формы собственности. 16
2.2. Понятие форм собственности. 22
3. Тенденции и перспективы развития государственной собственности в РФ
3.1. Эффективное использование государственной собственности. 28
3.2. Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ 32
Заключение 36
Список использованной литературы
37
В
п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается
положение об отсутствии в законе
количественных и стоимостных ограничений
в отношении имущества, находящегося
в собственности граждан и
юридических лиц. Исключение могут
составлять лишь случаи, когда ограничения
вводятся законом в целях, предусмотренных
п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например,
в отношении отдельных видов
имущества, принадлежащих гражданам,
о которых упоминается в п.
2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический
запрет со стороны федерального государства,
касающийся количества и стоимости
имущества, которое может находиться
в собственности граждан и
юридических лиц. Отсутствие такового
запрета не означает, что государство
лишено возможности устанавливать
дополнительные требования экономического
порядка к собственникам
В
п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая,
что все коммерческие и некоммерческие
организации, являющиеся юридическими
лицами, считаются собственниками имущества,
находящегося на их балансе. В состав
данного имущества входит имущество,
внесенное в качестве вкладов (взносов)
их учредителями (участниками, членами),
а также иное имущество, произведенное
и приобретенное этими
В
особом положении находятся
В
п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются
два вида государственной собственности,
существующей в Российской Федерации:
федеральная собственность и
собственность субъектов РФ. Соответственно,
субъектом права федеральной
собственности является Российская
Федерация как государство, субъектами
права собственности второго
вида - республики, края, области, города
федерального значения, автономная область,
автономные округа. При этом под
государством (государственным образованием)
следует понимать государственно-политическую
организацию, осуществляющую публичную
власть в стране (на территории субъекта
РФ), связанную, но не совпадающую с
гражданским обществом. Право собственности
каждого вида государственной собственности,
а в пределах второго вида и
каждого отдельно взятого субъекта
РФ, считается самостоятельным
Остаточный
принцип в отношении права
собственности на землю и другие
природные ресурсы, закрепленный в
п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует
основным направлениям в развитии современного
законодательства в данной сфере. Так,
он вообще не распространяется на недра,
которые (ст. 1.2 Закона о недрах Закон
РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».)
объявлены государственной
ГК
РФ определены два вида имущества, находящегося
в государственной
Применительно
к названным видам имущества
было бы правильным говорить о праве
государственной собственности
так, как это обозначено в названии
комментируемой статьи, а не государственной
собственности вообще. Понятие государственной
собственности как
Что
касается имущества казны, то под
таковым понимаются все виды имущества,
в том числе и финансовые ресурсы,
не закрепленные Российской Федерацией
или соответствующим субъектом
РФ за государственными предприятиями
и учреждениями. Это - финансовые ресурсы,
находящиеся в ведении
Муниципальная
собственность представляет собой
отдельную форму собственности,
существующую параллельно с государственной.
Соответственно, право муниципальной
собственности должно рассматриваться
как самостоятельное право
Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.
Имущество,
находящееся в муниципальной
собственности, по своему видовому, количественному
и стоимостному состоянию, естественно,
не совпадает с тем имуществом,
которое является объектом права
государственной собственности. По
указанным параметрам оно более
ограничено, поскольку предназначено
для решения функционально
2.2. Понятие форм собственности.
Конституция Российской Федерации 1992 г. в ст. 9 закрепила положение о многообразии форм собственности. Таким образом, в Конституции был сохранен традиционный для советской правовой системы термин "форма собственности", наполненный по своему содержанию в большей степени политико-экономическим, а не юридическим смыслом. Законодатель подчеркнул, что в России признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.
Ни в тексте Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) содержание используемой дефиниции не раскрывается. Что обусловило дальнейшее развитие дискуссии относительно сущности данного термина и возможности существования иных форм собственности, не поименованных в Основном Законе.
В науке существуют следующие позиции, предлагающие тот или иной вариант толкования воли законодателя:
-
отнесение понятия "форма
-
соотнесение вида субъекта
-
зависимость формы
Одной
из причин наличия полярных подходов
к определению содержания понятия
"форма собственности" является
различное понимание степени
отражения происходящих экономических
процессов в правовой сфере. Считается,
что "право собственности
Право
в представлении достаточно значительного
числа ученых стало некой идеальной
конструкцией, оторванной от реальной
действительности, которая именуется
"наслоениями фактической
Понятие
"форма собственности" широко
использовалось в юридической литературе
в последние годы существования
Советского Союза и отождествлялось
с такой категорией, как "степень
обобществления", и особенностями
обобществляемого имущества. В дальнейшем,
прежде всего по идеологическим соображениям,
были попытки полностью уйти от использования
данного понятия. Если не принимать
во внимание термин "иные формы собственности",
содержащийся в ГК РФ, то можно прийти
к выводу о том, что законодатель
отказался от идеи о плюрализме форм
собственности. Последующее развитие
гражданского законодательства, и прежде
всего в части регулирования
правового статуса и
Считаем заслуживающей внимания позицию проф. В.А. Тархова, обосновывающего концепцию множественности форм собственности в российском праве. В ней четко определяется, о каких иных формах собственности идет речь в Конституции и ГК РФ: коллективная и личная собственность. Кроме того, обосновывается зависимость правосубъектности юридического лица от формы собственности. Методологической основой данного подхода является убеждение в том, что подлинная наука "не допускает расхождения между экономикой и правом.
Собственность
следует рассматривать как
Понятие "форма собственности" соотносится с формой присвоения, формой принадлежности.
Тип
собственности должен характеризовать
исходную природу собственности, имеющую
прямую связь с характером присвоения.
В том случае, когда субъект - конкретное
физическое лицо полностью обладает
вещами и такое обладание напрямую
соприкасается, контактирует с его
волей и его интересами, мы вправе
утверждать о существовании
Так,
присвоение, осуществляемое государством,
происходит в рамках государственной
формы собственности. Выделяется как
самостоятельный элемент