Государственное регулирование деятельности монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...........3
Глава 1. Монополия как рыночная структура: сущность, виды последствия.
1.1 Понятие монополии ……………………………………………..........4
1.2 Виды монополии……………………………………………………....8
1.3 Последствия монополизации рынка..…………………………….…10
Глава 2. Антимонопольная политика государства.

2.1 Цели антимонопольного регулирования……………………….…...13
2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий……………………………………………………………………....16
2.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования в России………………………………………………………………………........22
2.4. Основные направления антимонопольной политики в России.….25

Заключение………………………………………………………………….......29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач микроэкономика.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО  «РЭА им. Г.В. Плеханова»

Финансовый  факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория» 

На тему:  Государственное регулирование  деятельности монополий. 
 
 
 

                                                   Выполнила

                                                                      студентка 1 курса группы 2107

                                                                       очной формы обучения

                                                                         финансового факультета

                                                                                  Болдырева Татьяна Сергеевна

                                                                        Научный руководитель:

                                                                                Рыбалкина Ольга Сергеевна 
 
 
 

Москва, 2010

 

Оглавление.

Введение …………………………………………………………………...........3

Глава 1. Монополия как рыночная структура: сущность, виды последствия.

         1.1 Понятие монополии ……………………………………………..........4
         1.2 Виды монополии……………………………………………………....8
       1.3 Последствия монополизации рынка..…………………………….…10

Глава 2. Антимонопольная  политика государства.

       2.1 Цели антимонопольного регулирования……………………….…...13
       2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий……………………………………………………………………....16
       2.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования в России………………………………………………………………………........22

        2.4. Основные направления антимонопольной политики в России.….25

Заключение………………………………………………………………….......29

Список использованной литературы…………………………………….....….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики с целью поддержания её стабильности или изменения её в нужном обществу направлении.

     Радикальное реформирование российской экономики началось в 1992 году. Переход от плановой к рыночной экономике был крайне сложен. Процесс познания и нахождения решений сложнейших проблем как, например, кризис финансово-бюджетной системы, инфляция, безработица, изменение общественных ценностей, демонополизация и др. трудный и мучительный.

     Нормальный  рынок не может существовать без конкуренции, но гигантские масштабы концентрации производства и монополизация значительной части производства, затрудняет её развитие.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

     В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Глава 1. Монополия  как рыночная структура: сущность, виды последствия.

 

1.1 Понятие Монополии. 

      Для того чтобы разобраться  в вопросах, связанных с государственным регулированием деятельности монополий необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

        Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  • С точки зрения рыночной структуры
  • С точки зрения рыночного поведения
  • С точки зрения рыночных итогов.

          Рассматривая каждый из этих  аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта

            Изучая монополию через призму  именно этого аспекта, большое  внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

          Здесь, я считаю уместным привести  ещё одно определение монополии: Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают1.

           Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

           Уделяя наибольший объём внимания  рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

         Но так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – государственного регулирования деятельности монополий, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

Итак, можно  привести следующие признаки монополии:

      1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

      2.   Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

      3.   Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств (как, например в автомобильной и сталелитейной промышленности);
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством (как например, в США подлежат лицензированию свыше 500 профессий: врачи, таксисты и многие другие);
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  • Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

По своей  природе монополия выступает  силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

     Одна  из причин появления и существования  монополии состоит в таком  соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение и т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) и пр.

     Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных  барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

     Вид монополий зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции. Вообще любая  монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

     Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 

1.2. Виды монополии.

 

     Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

              Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом2.

             Естественная монополия возникает  в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

     Классическим  примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

           Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией3.

          Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться  лишь к одному из этих видов.  Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

          Фактически все монополии могут  считаться открытыми, так как  легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на «нет» изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

         Так же немаловажным    является  определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

 

1.3 Последствия монополизации рынка.

         

         Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности монополий