Государственное регулирование деятельности монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...........3
Глава 1. Монополия как рыночная структура: сущность, виды последствия.
1.1 Понятие монополии ……………………………………………..........4
1.2 Виды монополии……………………………………………………....8
1.3 Последствия монополизации рынка..…………………………….…10
Глава 2. Антимонопольная политика государства.

2.1 Цели антимонопольного регулирования……………………….…...13
2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий……………………………………………………………………....16
2.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования в России………………………………………………………………………........22
2.4. Основные направления антимонопольной политики в России.….25

Заключение………………………………………………………………….......29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач микроэкономика.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

            Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к  запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

  • соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
  • отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
  • соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой  продукции;
  • ценовые соглашения.

             Наряду с запретами на заключение  вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

           Согласно закону "О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

          Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные  последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

         Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства

          В целом, можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

        Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

       Под недобросовестной конкуренцией  понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

         В антимонопольной политике используются  ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

            Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.

        Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:

  1. Наладить антимонопольный контроль над проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
  2. Ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  3. Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
  4. Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

   Это позволит сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование.  
 
 
 
 

Заключение. 

В любой  стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством. Без сомнения можно сказать, что проблема регулирования монополий является одной из основных и важных проблем государства.

     В процессе данной работы нам удалось  определить то, что:

  • Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей, где производимая продукция является уникальной и где вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров;
  • Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая
  • Распространение монополий снижает эффективность;
  • Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
  • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений, и осуществить его можно посредством мер законодательного и экономического характера;
  • Федеральный антимонопольный орган проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации, а так же обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  • Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
 

     Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

     Разработка  и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

     Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику России как необходимые  атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Следует заметить, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения, в общем, непременно будет становиться лучше. 
 

Список  использованной литературы. 

1.  Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 2004. – 379 с.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. – 420 с.

3.   Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики, 1995,.

4.   Земляков Д.Н. Конспект лекций по курсу "Микроэкономика". Учебное пособие - Москва, 1996.

5.   Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник. Изд. 2-е..- М., НОРМА, 2000 .

6.  Орешин В.П. Государственно регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 124 с.    

7. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. пособие/Самофалова Е.В. и др. – М.: Кнорус, 2005.-261с.: ил.

8.  Сидорович А. В.-2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательство «Дело и сервис», 2009.-608 с. –(Учебники МГУ имени М. В. Ломоносова)

9. Тарануха Ю.В., Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/.; под общ. Ред. Проф. Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-255с.

10.  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.. Экономика. М.,1993 год

11.  Хейне П. Экономический образ мышления. М. – 1991. – С. 35.

12.    Конституция РФ  от 12 декабря 1993 г.

13.  Закон  РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках"

14. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Информация о работе Государственное регулирование деятельности монополий