Государственное регулирование деятельности монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...........3
Глава 1. Монополия как рыночная структура: сущность, виды последствия.
1.1 Понятие монополии ……………………………………………..........4
1.2 Виды монополии……………………………………………………....8
1.3 Последствия монополизации рынка..…………………………….…10
Глава 2. Антимонопольная политика государства.

2.1 Цели антимонопольного регулирования……………………….…...13
2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий……………………………………………………………………....16
2.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования в России………………………………………………………………………........22
2.4. Основные направления антимонопольной политики в России.….25

Заключение………………………………………………………………….......29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач микроэкономика.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)
ify">       Существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке. Монополизация приводит к повышению эффективности производства. Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

       Йозеф Шумпетер утверждал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, он обеспечивает выгоды, как себе, так и обществу. И наоборот, конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования.4

       Только  крупная фирма на защищенном рынке  обладает достаточными средствами для  успешного проведения исследований и осуществления научных разработок. Так, нефтяной кризис в середине 70-х  заставил корпорации скорректировать свою политику в области НИОКР и в короткие сроки перейти к использованию новых топливо сберегающих технологий5. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР. Практика свидетельствует, что многие значительные открытия в технике осуществлялись в среде небольших венчурных компаний, на основе которых впоследствии возникли многие крупные фирмы. Временные монополии, закрепленные патентами, своеобразная плата общества, система вознаграждения изобретателя, стимулирующая прогресс.

       Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.

       Монополия и конкуренция находятся в  диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических возможностей, используя при это обширную статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований

       Так же следует отметить отрицательные  черты монополий.

       Монополии ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.

       Суммируя  все выше сказанное, можно сказать, что распространение монополий снижает эффективность по трем следующим причинам6:

       1. Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками;

       2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания.

       3. Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своего положения на рынке, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практически невозможно.

     Поэтому следует отметить, что в наше время огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Антимонопольная политика государства. 

2.1 Цели антимонопольного регулирования. 

     Монополия сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя, так как у него нет выбора.

     Задача  Антимонопольного регулирования состоит  не в устранении монополий. В ряде случаев  это невозможно, а иногда невыгодно самому обществу. Регулирование  деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и проводится с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Многие страны приняли антимонопольное законодательство мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства.

     Так же нельзя не отметить, что одной из основных целей антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:

     1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории страны посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

     2. Обеспечение «прозрачности» процессов,  связанных с созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

     Выполнение  данной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.

     3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

     В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

     4. Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

     5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

     Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также  разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.

     6. Упорядочение оказания государственной помощи.

     7. Создание условий для развития  производительной деятельности  малых предприятий.

     8. Организация антимонопольного контроля  на финансовом рынке.

Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

     9. Организация систематического наблюдения  за основными товарными рынками  федерального и регионального  уровня.

     С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной  статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом. 
 
 

2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий.

     Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической  власти, государства практически  всех стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности  тех или иных монопольных структур.

     Регулирование деятельности монополий осуществляется посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования (рис. 1).

                Рис. 1. Меры регулирования

 деятельности  монополий 

     Законодательные меры регулирования деятельности монополий  – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка; установление контроля за слияниями; регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана: а) с коррекцией поведения монополистов, с тем, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой отрасль становится более конкурентной.

     Экономические меры регулирования деятельности монополий  – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Для этого используются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка» цен,  то есть верхнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности монополий