Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, объектов, целей и методов государственного регулирования экономики, а так же особенностей государственного регулирования экономики во время кризиса.
Основной задачей стоит выяснение проблем государственного регулирования в различных экономических системах.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

2. Экономические функции государства

2.1 Создание и регулирование  правовой основы  функционирования  экономики 

     Прежде  всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

     На  основе законодательства государство  получает возможность выполнять  функции арбитра в области  экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических  агентов и применять власть для  наложения соответствующих наказаний.  
 

2.2 Антимонопольное регулирование 

     Антимонопольная деятельность государства, является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях: в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы, для контроля над их экономическим поведением и где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

     Рост  монополии резко изменяет эту  ситуацию. В широком смысле монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта.

     Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффекта масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

     Для обеспечения приемлемого поведения  таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

     Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

     Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и качества обслуживания.

     Другим  видом контроля являются антимонопольные законы.

     В России государство пытается установить контроль над доминирующем положением на рынке. В отношении «естественных  монополий», то есть тех отраслей, где  технологические и экономические  условия исключают возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало Федеральную службу по регулированию естественных монополий в области связи, и Федеральную службу по регулированию монополий на транспорте.  

Основными направлениями экономической деятельности государства являются:

     1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

     2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

     3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. 
 

2.3 Политика макроэкономической  стабилизации 

     Другое,  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

      Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может  сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией.

      Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

      Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

     Существуют две неблагоприятные ситуации:

     Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае государство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объём расходов – частных и государственных – был достаточен для создания полной занятости. Государству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой – сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

     Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.3 

3. Государственное  регулирование экономики

3.1 Сущность государственного регулирования 

     Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

     Только  государство – институт, представляет всё общество и обладает правом внеэкономического  вмешательства в экономические  отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность.

     Как правило, в государственном регулировании  рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении.

     С другой стороны, государственное воздействие  на рынок проявляется посредством  изъятия части прибыли, дохода, через  действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние на рынок и рыночные отношения.

     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

     Теоретически  понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и  на принципе невмешательства государства  в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

     В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения  в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

     В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики  сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских  странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее  развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой  войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль,  особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

     Особенно  важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности. 
 

3.2 Объекты государственного регулирования экономики 

     Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

     Объектами государственного регулирования являются:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное  обращение;

платёжный баланс;

цены;

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы);

условия конкуренции;

социальные  отношения, включая отношения между  работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

подготовка  и переподготовка кадров;

окружающая  среда;

внешнеэкономические связи.

Информация о работе Государственное регулирование экономики