Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, объектов, целей и методов государственного регулирования экономики, а так же особенностей государственного регулирования экономики во время кризиса.
Основной задачей стоит выяснение проблем государственного регулирования в различных экономических системах.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

     Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые  государством.

     Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая - обязанность государства перед налогоплательщиками.

     Налоги  могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

     В современной рыночной экономике  основными налогами считаются подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения).  

Инструменты воздействия налоговой  системы на экономику

     Важнейшим инструментом воздействия налоговой  системы на экономику выступают налоговые льготы. Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных - наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются, прежде всего, в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

     Кроме того, они могут быть в виде налоговых  кредитов - вычетов из величины начальных  налогов. Например, от налогообложения  освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

     Так же налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуется в основном малые вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25 % прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании. 

Внешнеэкономическая политика

     Обеспечение нормальных условий конкуренции  в международной торговле является чрезвычайно важным и «чувствительным» вопросом для большинства стран. В последнее десятилетие, характеризующееся  обострением международной конкурентной борьбы, многие правительства хотели бы защитить свою национальную промышленность протекционистскими мерами торговой политики. Торговые войны могли бы обрести невиданный размах, если бы не существовало строгих, согласованных на многостороннем уровне правил защиты внутренних рынков. В настоящее время такие правила содержатся в соглашениях ВТО.

     К настоящему времени способы и  методы защиты отечественного рынка  от иностранной конкуренции определены в следующих основных законах: Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»; Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», а также рядом Постановлений Правительства Российской Федерации.  
 

     4.3 Методы государственного  регулирования кризиса 

     Стоящая сегодня перед Россией проблема выхода из экономического кризиса и  достижения экономического роста требует  системного подхода к решению научно-технических, социальных, экономических, политических, структурно-воспроизводственных, институциональных, правовых, международных, отраслевых и региональных аспектов проводимых реформ.

     Предотвратить кризис, обеспечить продолжительное  процветание предприятия – чрезвычайно важная задача. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

     Что такое кризис? Кризис – это тяжелое  переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С  одной стороны кризис выступает  тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, так и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры. 

Классификация кризисов по причинам возникновения.

     Стратегический  кризис – возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования.

     Кризис  «успеха» - возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств.

     Кризис  неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги.  

Классификация кризисов по длительности.

     Долгосрочный – для стратегического кризиса.

     Среднесрочный – для кризиса «успеха».

     Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности. 

Классификация кризисов по стадиям.

     Обратимые кризисы

     Необратимые кризисы 

Классификация кризисов по сфере  возникновения.

     Эндогенные  кризисы – возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления.

     Экзогенные  кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и др. 

Классификация кризисов по природе.

     Экономические

     Бюджетно-финансовые кризисы

     Общественно-политические кризисы

     Социальные кризисы

     Экологические кризисы

     Национальные

     Региональные

     Местные  

Классификация кризисов по глубине.

     Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

     Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления. 

Классификация кризисов по периодичности.

     Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

     Нециклические кризисы вызваны причинами объективного или субъективного характера. 

Антикризисное управление и регулирование.

     Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников  называется антикризисным процессом.

     Мировой опыт показывает, что антикризисный  процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

     Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

     Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

     Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

- принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

- создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

     Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная  служба по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению (ФСДН).

     Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

     Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

1) поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

2) предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

3) уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

     В сферах, имеющих особое значение для  экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно  разделить на две группы:

1) финансовая поддержка,

2) особое администрирование.

     Подобные  превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии. 

Российские  особенности антикризисного регулирования предприятий.

К середине 90-х  годов большинство российских предприятий  характеризовались полной или частичной неплатежеспособностью. Поэтому, усилия государства по антикризисному регулированию были направлены, прежде всего, на разработку и корректировку федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Исследование  взаимосвязи антикризисных мероприятий, проводимых на макро- и микроуровнях, позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием. 

На  уровне государства:

- совершенствование налоговой системы;

- устранение неравенства конкуренции между предприятиями;

- создание и государственная поддержка реально действующей сети надежных кредитных учреждений;

Информация о работе Государственное регулирование экономики