Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, объектов, целей и методов государственного регулирования экономики, а так же особенностей государственного регулирования экономики во время кризиса.
Основной задачей стоит выяснение проблем государственного регулирования в различных экономических системах.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  важнейшие из них.

     Суть  государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

ГРЭ в  области отраслевой и территориальной структур. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.

     Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

     Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду.

Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики.

     Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

     Ещё один из основных объектов регулирования цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

     Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

     Наряду  с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие  меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства.

     Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества – окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество.

     Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни:  фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). 
 

3.3 Цели ГРЭ 

     Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

     От  этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих  конкретных целей, без осуществления  которых генеральная цель не может  быть достигнута.

     Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. д.

     Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы  по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости  от других.

     Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

     Положения отдельных целей в дереве целей  ГРЭ нестабильно. Оно постоянно  изменяется в зависимости от хозяйственной  ситуации, экономических задач, выступающих  на передний план.4

Дерево  целей

 
 

т

условиям 

выравнивание

экономического  цикла

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Средства государственного  вмешательства

4.1 Средства прямого  государственного  вмешательства 

     Средства  государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства прямого  государственного вмешательства делятся на административные средства, целевое финансирование, система государственных закупок, участие государства в экономике в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. 

     Административные  средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета,  разрешения и  принуждения.

     Приведём  несколько примеров по запретам и  разрешениям.

     1. Французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они увеличили налоги на новые предприятия, не ввели «драконовские» штрафы (это были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

     2. Правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

     3. Правительство Москвы запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий.

     4. В Кении правительство разрешило (раньше было запрещено) использовать государственный национальный парк в целях организационного туризма, чем использовать местные и иностранные туристические компании.

     Меры  принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёв населения.

     Наряду  с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое  средство регулирования – правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.

     Основные  инструменты государственного регулирования:

фискальная  политика, то есть политика в области  правовых расходов и налогов;

кредитно-денежная политика;

политика  регулирования доходов;

социальная  политика;

государственное регулирование ценообразования;

внешнеэкономическое регулирование. 
 

4.2 Средства косвенного  государственного  вмешательства 

     Если  прямое воздействие на экономику  реализуется путем участия государства  в смешанной рыночной экономике  в качестве одного из субъектов, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и постепенно влияя на рыночный механизм.   Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги. 

Кредитно-денежная политика

     Одним из инструментов косвенного воздействия  государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная  система связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе  с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становиться фактором экономического роста.

      Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция - создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.

     Основные  средства денежно-кредитной политики – это:

а) регулирование  учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком);

б) установление и изменение размеров минимальных  резервов, которые финансово-кредитные  институты страны обязаны хранить  в Центральном Банке;

 в)  операции государственных учреждений  на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение. 

Средства  бюджетной налоговой  политики

     Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджета местных  органов власти всех уровней.

     Государственный бюджет. Бюджет  - это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

     Баланс  бюджета означает равенство доходов  и расходов. Если расходы бюджета  превышают доходы, то налицо бюджетный  дефицит.

     Доходная  часть государственного бюджета  образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в разных странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

     Бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Информация о работе Государственное регулирование экономики