Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение государственного регулирования занятости: макроэкономическая теория и институциональная практика. Объект исследования - занятость. Предмет исследования – государственное регулирование занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) изучить особенности спроса и предложения на рынке труда;
2) рассмотреть сущность занятости и безработицы;
3) описать концепции занятости;
4) проанализировать комплекс мер государственного регулирования занятости;
5) исследовать государственное регулирование занятости в России.
Введение 3
1 Рынок труда 5
1.1 Особенности рынка труда 5
1.2 Понятие занятости и безработицы 7
2 Процесс стабилизации рынка труда 12
2.1 Концепции занятости 12
2.2 Дерегулирование на рынке труда 15
2.3 Комплекс мер государственного регулирования 18
3 Политика занятости в России 21
3.1 Политика занятости на разных государственных уровнях 21
3.2 Кризис и политика занятости 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы
Уровень безработицы — отношение числа безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.
Статистика безработицы основывается на обследованиях по проблемам занятости и данных органов государственной службы занятости о регистрации безработных, которые обратились за содействием в эти органы11.
По мнению большинства экономистов, безработица в современной экономике представляет собой центральную проблему. Экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные. Рассмотрим последствия экономических издержек безработицы:
- недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта;
- отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии циклической безработицы, то есть в условиях полной занятости;
- чем выше уровень безработицы, тем больше отставание валового внутреннего продукта от полного объема производства;
- неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.
Наиболее
серьезное следствие
В каждый данный момент в стране имеется определенная фрикционная и структурная безработица. Эти виды безработицы и образуют так называемую «естественную» или «нормальную» безработицу, существующую всегда и в любой стране. Она характеризует состояние рынка труда, при котором имеется примерное равенство между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу. Наличие безработицы на нормальном, естественном уровне обеспечивает безынфляционный экономический рост. Таким образом, проблема обеспечения полной занятости населения превращается в проблему поддержания безработицы на естественном уровне13.
Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена, который гласит: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2,5 %. Если предположить, что уровень безработицы в экономике составляет 8 %, тогда как естественный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.
Последствия социальных издержек безработицы:
1) потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга;
2) деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения;
3) упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека. По оценкам, средний годовой темп роста преступлений, совершаемых безработными, в 4—5 раз превышает «скорость» совершения всех преступлений;
4) чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний. Ведущий эксперт по этому вопросу доктор М. Харви Бреннер утверждает, что в США повышение уровня безработицы на один процентный пункт, сохраняющийся в течение более 6 лет, вызывает преждевременную смерть 37 000 человек;
5) общественные и политические беспорядки.
Массовая
безработица может привести к быстрым,
иногда очень бурным социальным и политическим
переменам. Последствием безработицы
может быть социальное обострение и даже
взрыв, если ее размеры превысят допустимый
уровень14.
2
ПРОЦЕСС СТАБИЛИЗАЦИИ
РЫНКА ТРУДА
2.1
Концепции занятости
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной плате, предлагают:
- содействовать снижению заработной платы;
- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
Кейнсианские
программы борьбы с безработицей
предполагают использование двух блоков
мероприятий (таблица 1).
Таблица 1 - Кейнсианская программа борьбы с безработицей
Тактические меры | Стратегические мероприятия | |
Организация государст-вом общественных работ | Государственные заказы частному сектору | Снижение учетной ставки процента |
Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Кейнс шутя говорил, что если по каким-то причинам отсутствует фронт работ, то можно закопать ассигнации и заставить искать их. Главное — занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие — потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.
Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.
Кроме
того, процесс воспроизводства
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым - малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок — основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.
Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов.
Монетарные
программы были с успехом использованы
правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер.
Сложности этой программы связаны с сознательным
углублением спада производства. Страна
попадает в тяжелейшие испытания, которые
может оправдать только быстрота исцеления.
А оно возможно только тогда, когда сложилась
тесная взаимосвязь между предприятиями,
остро и быстро реагирующими на рыночные
сигналы. Следует иметь в виду, что первые
шаги монетарных программ приводят к резкому
ухудшению жизненного уровня населения,
что ухудшает социальную обстановку и
провоцирует население на стихийные формы
протеста. Опасность взрыва неуправляемого
населения меньше, когда страна быстро
справляется с трудностями экономического
кризиса15.
2.2
Дерегулирование на
рынке труда
Дерегулирование, или «борьба с элементами жесткости на рынке труда», будучи практическим воплощением взглядов современных неоклассиков, предполагает также и ряд других мер.
1) Введение более гибкой системы оплаты труда, причем не на основе аналитической оценки рабочих мест, которая господствовала в 60— 80-е гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Повысилась значимость единовременных выплат, они стали увязываться не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Шире используются такие формы оплаты, как участие в прибыли, при этом работник несет и риск убытков предприятия.
2) Расширение возможностей работника в плане выбора форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени. Распространились нестандартные виды занятости: паломничество (особенно среди женщин), временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость. Они наполнились новым содержанием, отражающим специфику современных технологий. Так, все чаще используется надомная работа специалистов высокой квалификации, программистов, конторских служащих, которая предполагает широкое задействование персональных компьютеров, включенных в информационные системы.
3) Постепенный отказ от индексации заработной платы. По мнению теоретиков дерегулирования, она ослабляет гибкость рынка труда. Приводя к сближению минимальной и средней заработной платы, индексация провоцирует рост институциональной безработицы. Стремление не допустить последнюю привело к нарастанию дифференциации в оплате труда.