Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение государственного регулирования занятости: макроэкономическая теория и институциональная практика. Объект исследования - занятость. Предмет исследования – государственное регулирование занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) изучить особенности спроса и предложения на рынке труда;
2) рассмотреть сущность занятости и безработицы;
3) описать концепции занятости;
4) проанализировать комплекс мер государственного регулирования занятости;
5) исследовать государственное регулирование занятости в России.
Введение 3
1 Рынок труда 5
1.1 Особенности рынка труда 5
1.2 Понятие занятости и безработицы 7
2 Процесс стабилизации рынка труда 12
2.1 Концепции занятости 12
2.2 Дерегулирование на рынке труда 15
2.3 Комплекс мер государственного регулирования 18
3 Политика занятости в России 21
3.1 Политика занятости на разных государственных уровнях 21
3.2 Кризис и политика занятости 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы
4) Ожесточенные атаки на систему страхования по безработице, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования (в том числе во избежание переноса деятельности компаний за рубеж, где это страхование развито слабее).
5) Активный процесс «либерализации» правил найма и увольнения. Сокращается срок предупреждения о предстоящем увольнении. Во Франции в 2006г. президент все же подписал (несмотря на ожесточенное сопротивление молодежи) закон о первом найме, позволяющий компаниям увольнять работников, не достигших 26-летнего возраста, без объяснения причин своего решения. Широкое распространение получает практика срочных трудовых соглашений, когда увольнение по истечении срока договора является автоматическим актом, не требующим никаких согласований и не предполагающим выплаты выходного пособия.
6) Расширение временной занятости, доля которой колеблется от 5—6% в Италии и Бельгии до 20—28% в Австралии и Испании. Наряду с занятостью по срочным контрактам появилось множество агентств, специализирующихся на сдаче работников «в аренду» на определенное время. Услуги подобных агентств позволяют компаниям покрывать потребности в дополнительных кадрах во время конъюнктурного подъема, не неся при этом никаких издержек, связанных с наймом или увольнением в период спада деловой активности.
7) Изменение механизма установления длительных трудовых связей компании с работниками. Он распространяется лишь на часть персонала, который нанимается на условиях фиксированной рабочей недели и стабильного уровня оплаты труда.
8) Формирование черного рынка рабочей силы. При попустительстве консервативных правительств сформировался масштабный черный (связанный с криминалом) рынок рабочей силы, на котором фактически ликвидирована служба охраны труда, игнорируются санитарно-гигиенические нормы, часто происходят несчастные случаи — и все это с целью понижающего давления на средний уровень заработной платы в стране и наращивания тем самым конкурентоспособности национальной экономики. Сокращение удельных издержек на оплату труда закономерно приводит к увеличению совокупного предложения, поэтому, привлекая дешевую рабочую силу из-за рубежа, многие правительства (например, итальянское, допускающее труд от 30 до 48% работников в теневой сфере) рассчитывают через ускоренный экономический рост не только ослабить инфляцию, но и заметно расширить число рабочих мест для своих более квалифицированных специалистов.
Результатом
подобной флексибилизации (усиления гибкости)
рынка труда выступает не тотальный
демонтаж системы его государственного
регулирования и не только размывание
социальной инфраструктуры (или, как ее
называют в западной литературе, «государства
благосостояния»). Речь прежде всего идет
о поиске такого механизма функционирования
рынка труда, который мог бы обеспечить
оптимальное сочетание экономической
эффективности и социальной справедливости
как макроэкономических целей. Создавая
новую парадигму рынка труда, неоконсерваторы
полагают, что сформированная в рамках
кейнсианской модели централизованная
политика занятости, основанная на задействовании
дорогостоящих мер по упреждению безработицы
(субсидирование неконкурентоспособных
предприятий и отраслей, организация широкомасштабных
и чрезвычайно затратных общественных
работ), к настоящему времени в целом исчерпала
свой потенциал. Не отказываясь полностью
от активной политики, а лишь отвергая
ее экстенсивные и малоэффективные технологии,
неоконсервативные правительства все
более склоняются в пользу принятия комплекса
мер по повышению профессионально-
Таким
образом, то, что сегодня обозначается
единым термином «политика занятости»,
на деле является хаотичной смесью элементов
кейнсианской концепции, монетаристских
рекомендаций, рецептов экономики предложения,
индустриальной политики и различного
рода институциональных реформ16.
2.3
Комплекс мер государственного
регулирования
Применяемый в современной практике комплекс мер государственного регулирования, нацеленных на снижение уровня безработицы, можно подразделить:
1) на меры по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
2) по содействию найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
3)
по подготовке и
4) по страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным.
В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий.
К активным мерам относят следующие:
1. Создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест.
2.
Содействие самозанятости, в
3.
Содействие трудовой
4.
Развитие государственных и
Меры пассивного характера включают:
1.
Поддержание частичной
2.
Субсидирование заработной
а) частично занятых — доплаты до уровня оплаты полнозанятых;
б)
для сохранения занятости
в) частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста).
3. Досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу.
4.
Установление иммиграционных
5.
Выплата пособий по
6.
Организация оплачиваемых
Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся как на неокейнсианских, так и неоклассических рекомендациях, в целом сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там и тогда, где и когда параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т. е. растет ее циклическая составляющая.
При
приближении экономики к
3
ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
В РОССИИ
3.1
Политика занятости
на разных государственных
уровнях
Рынок труда в России появился официально в апреле 1991 г. В соответствии с принятым законом о занятости гражданам стало принадлежать исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Закон формально закрепил за работником право собственности на собственное рабочее время, отразив изменения его социального статуса. Таким образом, в России появились основания для применения концепций и показателей для оценки трудовых ресурсов, принятых в международной практике (в том числе Международной организацией труда)18.
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегические цели заключаются в достижении высокого уровня жизни, создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения, эффективности экономики. Тактические цели направлены на. сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение, полной, продуктивной и эффективной занятости.
Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегической задачи — обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.
Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.
Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержание ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.
Политика занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них отметим следующие:
- устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
- подготовка и переподготовка рабочей силы;
- поддержка (в том числе налоговая) деятельности по созданию рабочих мест;
- расширение диапазона общественных работ;
- налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;
- государственная поддержка (административная, налоговая и др.) привлечения иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п. В связи с провозглашением курса на создание социально ориентированной рыночной экономики главным направлением политики занятости в переходной период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.
В качестве предупредительных мер целесообразно проводить целенаправленную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных категорий трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем. В этом плане следует постоянно совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда.
Вместе
с тем снижение уровня заработной
платы в общих доходах, наблюдавшееся
в последнем десятилетии