Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение государственного регулирования занятости: макроэкономическая теория и институциональная практика. Объект исследования - занятость. Предмет исследования – государственное регулирование занятости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) изучить особенности спроса и предложения на рынке труда;
2) рассмотреть сущность занятости и безработицы;
3) описать концепции занятости;
4) проанализировать комплекс мер государственного регулирования занятости;
5) исследовать государственное регулирование занятости в России.
Введение 3
1 Рынок труда 5
1.1 Особенности рынка труда 5
1.2 Понятие занятости и безработицы 7
2 Процесс стабилизации рынка труда 12
2.1 Концепции занятости 12
2.2 Дерегулирование на рынке труда 15
2.3 Комплекс мер государственного регулирования 18
3 Политика занятости в России 21
3.1 Политика занятости на разных государственных уровнях 21
3.2 Кризис и политика занятости 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы
Надежды
на решение этой проблемы с помощью
приватизации не оправдались. Передача
средств производства в частные руки не
обеспечила роста мотивации к труду. Проблема
оказалась гораздо сложнее. Ее решение
требует активных усилий, действий каждого
человека и государства в обеспечении
нормальных условий для труда и жизни,
повышения уровня квалификации, конкурентоспособности
работников, социальной защиты в случае
увольнения, свобод передвижения по территории,
создания рынка жилья и т.д.19
3.2
Кризис и политика
занятости
Сложившуюся в России ситуацию, касающуюся уровня безработицы в условиях мирового финансового кризиса, можно сравнить с девяностыми годами. Конец прошлого столетия и 2009г. ознаменованы массовой безработицей. Еще в 2007г. отмечалась положительная тенденция сокращения уровня безработицы. Напряженная обстановка на рынке труда вызвана экономическим кризисом, который повлек за собой волну увольнений и сокращений миллионов граждан. Кризис и безработица стали словами синонимами. Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008г. уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно 1,5 млн. чел. А уже в конце 2009г. численность безработных граждан достигла 5 млн. чел. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова заявила, что в 2009г. на 34 млрд. руб. увеличились субвенции регионам на борьбу с безработицей, на поддержку и помощь безработным гражданам.
На минимальные выплаты по безработице имеют право граждане, состоящие на учете в службе занятости, которые ранее нигде не работали или пришли после годового перерыва в работе; уволенные за различные нарушения граждане и те, кого служба занятости отправила на учебу.
На максимальные выплаты по безработице могут рассчитывать граждане, которые отработали в организации не менее 6,5 месяцев и были уволены. В регионах, где к заработной плате начисляется районный коэффициент, он же начисляется и к размеру пособия по безработице20.
Общая безработица в декабре 2010г. составила 5,4 млн. чел. Уровень занятости населения в декабре 2010г. составил 62,5%, уровень безработицы - 7,2%, говорится в докладе Росстата.
Также по сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 375 тыс. чел., или на 0,5%, численность безработных сократилась на 781 тыс. чел., или на 12,7%. Таким образом, уровень безработицы снизился с 6,8% до 6,7%. Уровень безработицы в РФ, согласно умеренно-оптимистичному прогнозу Минздравсоцразвития, составит в 2011-2013 гг. 7,4%, 7,1%, 6,7% соответственно21.
Дмитрий Медведев объявил 2010г. годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в 2009г.
1) Общественные работы
В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Службы занятости с начала осени 2008г. начали кредитование безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан. До 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице.
Эффективность всех этих мер спорна. Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. На таких работах, например, занято большинство уволенных автовазовцев в Тольятти.
Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству — решить вечную проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице.
2) Новые рабочие места
В 2010г. 6,2 млрд. руб. было выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. По словам вице-премьера Александра Жукова, эта мера будет наиболее востребованной.
3) Кредит на собственный бизнес
Правительство РФ выпустило постановление по антикризисным программам занятости на 2010г. В соответствии с документом теперь на открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тыс. руб. Ключевое условие для этого — создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. В 2009г. на открытие своего дела выдавали лишь 58 800 руб.
Как пояснил заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных.
В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58 800 руб. Но если в дальнейшем он создаст дополнитель-ные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 руб. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.
4) Пособия по безработице
В 2009г. был увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы.
Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Теперь человек может не трудиться за большие деньги. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.
5) Помощь студентам
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2010г. должна была стать организация стажировок для выпускников вузов.
Еще в октябре 2009г. руководитель Роструда Юрий Герций заявил, что «стажировками будут охвачены более 70% выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства». Выпускников в России около миллиона. Значит ли это, что на стажировки будут устроены 700 тысяч? Оказывается, нет.
В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений.
В любом случае трудоустроить на стажировки 100 тыс. студентов даже с учетом того, что в этом году они могут длиться не три месяца, а шесть, не так сложно — в первую очередь потому, что работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.
6) Поддержка инвалидов
Правительство решило бороться с безработицей инвалидов. Работодате-лям будет выделяться единовременно по 30 тыс. руб., которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу. Но вряд ли работодателей заинтересует дотация такого размера. Правительство и раньше пыталось повысить уровень занятости инвалидов, предоставив работодателям более привлекательную выгоду — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат. Это свелось к формальному зачислению инвалидов в штат и выплате минимальной зарплаты.
7) Переобучение
В 2009г. около 200 тыс. чел. получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010г. Пока это капля в море. По данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10 млн. чел. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистри-рованные в центре занятости, а их чуть больше 2 млн. чел.22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда — это самый важный рынок ресурсов. Как и любой рынок ресурсов, рынок труда формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Но рынок труда имеет и свои особенности. На рынке труда осуществляются наем и предложение конкретного труда для выполнения конкретных видов работ, т.е. происходит движение работников между различными работами и работодателями.
Спрос на труд считается вторичным, т.е. зависит от потребностей производства, а также от производительности труда. Предложение зависит от ряда факторов: демографического; образовательного; культуры нации; территориального.
Одна из важнейших целей макроэкономического развития страны — достижение «полной занятости». Под занятостью понимается соотношение между численностью рабочей силы и работающими, она характеризует степень использования рабочей силы (трудовых ресурсов) общества и ситуацию на рынке труда.
Безработица
— социально-экономическое
Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий: тактические меры и стратегические мероприятия. Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде. Второй блок предусматривает меры, способные оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие — потребительский спрос. Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах.
Монетарные программы связаны с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей. Государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер.
Дерегулирование, или «борьба с элементами жесткости на рынке труда» - это практическое воплощение взглядов современных неоклассиков.
Неоклассическая и монетаристская концепция делают упор на необходимость снятия блокировки механизма восстановления равновесия на рынке труда, которую создает деятельность государства и профсоюзов. Выдвигается задача повышения гибкости (флексибилизации) рынка труда, усиления действия его конкурентного механизма. Это обеспечивается за счет:
1) повышения гибкости заработной платы;
2) разнообразия форм занятости, рабочего времени;
3)
усиления трудовой мобильности
путем переподготовки
4)
ослабления законодательной
5)
снижения предусмотренных
6)
перехода от коллективных
В применяемом в современной практике комплексе мер государственного регулирования выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий.
В
России в условиях мирового финансового
кризиса обострилась проблема роста
безработицы. В связи с чем
правительство разработало
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардовский, В.П., Рудакова, О.В., Самородова, Е.М. Экономическая теория: учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: Инфра - М, 2006. – 400 с.
2. Басовский, Л.Е. Экономика: учебник / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.
3. Буланов, В.С., Волгин, Н.А. Рынок труда: учебник / В.С. Буланов, Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2007. – 479 с.
4.
Булатов, А.С. Экономика:
5. Видяпин, В.И., Журавлева, Г.П.. Экономическая теория: учебник / В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева. – М.: Инфра - М, 2007. – 560 с.