Государственные предприятия в рыночной экономике

Автор работы: p*******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. В настоящее время государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса. Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология и т. п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………..5
1.1 Виды и назначение государственных предприятий…………………..5
1.2 Финансы государственных предприятий……………………………...9
1.3 Финансирование деятельности государственных предприятий…….10
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………12
2.1 Причины существования государственного предпринимательства …………………………………………………………………………………….12
2.2 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...15
2.3 Отличие государственных предприятий от частных………………...17
2.4 Приватизация государственной собственности в Казахстане………18

3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………21
3.1 Роль государственного предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………...21
3.2 Проблемы низкой эффективности государственных предприятий...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….33
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Государственные предприятия в рыночной экономике.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

    е) содержания и развития судоходных путей и гидротехнических сооружений (шлюзов);

    ж) осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;

    и) осуществления деятельности по государственному техническому обследованию недвижимого имущества.

    Дочерние  государственные предприятия создаются  в целях:

    а) разукрупнения основного предприятия, в том числе в силу требований антимонопольного законодательства;

    б) преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические лица;

    в) создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства;

    г) освобождения основного производства от несвойственных ему видов деятельности и функций. 

    1.2 Финансы государственных предприятий 

    Несмотря  на проводимую во многих странах приватизацию, т. е. передачу государственных предприятий  в частные руки, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль. Среди государственных предприятий особо важное значение имеют предприятия металлургической, угольной промышленности, электроэнергетики и ряд других. Во многих странах до 100% вырабатываемой электроэнергии приходится на государственные электростанции. Даже в США, с их относительно небольшим государственным сектором, 20% электроэнергии производится государственными предприятиями.

    Огромную  часть государственного сектора  составляют военные предприятия  и отрасли, определяющие научно-технический прогресс. Во всех странах в руках государства находится почта, телеграф, телефон, значительная часть железных дорог.

    Для производства и реализации продукции  государственные предприятия формируют  свои финансы, свой бюджет. Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов). В США государственные предприятия полностью освобождены от налогов; в некоторых же странах госпредприятия платят налоги только в местный бюджет.

    Главной особенностью государственных предприятий  является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным компаниям. Разные уровни рентабельности непосредственно отражается на формировании государственных предприятий. Те госпредприятия, которые в состоянии действовать рентабельно – не только возмещать свои издержки производства, но и получать прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку они производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы. Как правило, к первой группе предприятий относятся государственные железные дороги, почта, телеграф, телефон. Вторую группу составляют государственные издательства, предприятия атомной промышленности, военные предприятия.

    Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. 

    1.3 Финансирование деятельности государственных  предприятий 

    Государственное предприятие содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности. Ассигнования государственному предприятию предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством.

    Норматив  отчисления части чистого дохода республиканских государственных  предприятий (за исключением государственных  предприятий Национального банка Республики Казахстан) устанавливается органом государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан до 1 мая года, предшествующего планируемому. Норматив отчисления части чистого дохода коммунальных государственных предприятий устанавливается органом государственного управления по согласованию с местными финансовыми органами до 1 мая года, предшествующего планируемому. Часть чистого дохода государственных предприятий по установленным нормативам подлежит зачислению в государственный бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Часть чистого дохода республиканских государственных предприятий Национального банка Республики Казахстан подлежит зачислению в его бюджет в сроки, размере и порядке, определяемых им.

    Деятельность  казенного предприятия финансируется  за счет собственного дохода по смете  с выделением государственного заказа, утверждаемой органом государственного управления. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    2.1    Причины существования государственного предпринимательства 

    При прочих равных условиях существенную роль в определении границ  между частным  и  государственным  секторами   играют   национальный   менталитет, национальные  традиции.  Последние,  хотя  и  неотделимы   от   особенностей политического и экономического развития,  но  не  сводимы  к  ним.  Вряд  ли случайно,  что  именно   в   США,   традиционно   признаваемым   "бастионом либерализма", государственный сектор  невелик,  а во  Франции,  где сильна традиция дирижизма, он, напротив, весьма значителен.

      Но,  конечно  же,  своеобразием  традиций,  "национальным  менталитетом" причины  существования  государственного   предпринимательства   далеко   не исчерпываются. Оно возникает в силу троякого рода обстоятельств. Первая группа обстоятельств определяется некоторыми действительными  или предполагаемыми   (мнимыми)   преимуществами   государственной   организации производства над частной вообще или в определенных условиях.

      Вторая  группа   обстоятельств   возникает   в   случаях   невозможности организовать требуемое производство (или производство на  требуемом  уровне) на  частной основе.  В эту категорию попадают  ситуации   дезорганизации экономической жизни, нехватки факторов  производства  (частного  капитала  и предпринимательских кадров), высокого риска (неопределенность  будущего)  и т.д. Эти обстоятельства особенно  остры в периоды масштабной  социальной трансформации (например, индустриализации) и восстановления хозяйства после экономических кризисов,  войн  и других  крупных социальных  катастроф и стихийных бедствий. В эту группу  следует отнести  случаи,  когда  развитие производства сдерживали длительные сроки окупаемости,  когда  налицо  острая необходимость защиты национального рынка от внешней конкуренции и т.п.

    Третья  группа обстоятельств связана с  так называемыми несовершенствами или провалами рынка. В качестве таковых трактуются следующие  отклонения  от состояния совершенной  конкуренции - специфика  производства  общественных благ с неполной  присваиваемостью  результатов  экономической  деятельности, внешние эффекты (экстерналии), искусственные  или  естественные  монополии, неполная информированность агентов, высокие трансакционные издержки  и  т.п. Иногда сюда же относят  неудовлетворительное  с  общественной  точки  зрения распределение доходов.

      Невозможность   организовать   производство   на   частной   основе    и неспособность противостоять конкуренции извне дали путевку в  жизнь  большей части  государственных  предприятий.  Характерно,  что  в  Западной   Европе масштабный  государственный  сектор  возник  непосредственно  после   второй мировой войны. Упомянутая "ИРИ" и ряд других  итальянских холдингов были образованы именно в кризисные 20-е годы.

    В начале 80-х  годов  относительное  ослабление позиций ряда французских  компаний на внутреннем  и  международном  рынках продиктовало их переход под контроль  государства.  Возможно,  именно конкуренция со стороны более мощных и передовых  в  экономическом  отношении стран, грозящая для малых и менее развитых  утратой  национального  контроля над экономикой, объясняет тот факт,  что  доля  государственного  сектора  в последних была выше.

    Преимущества  государственного предпринимательства  усматривались,  прежде всего, в устранении конкуренции  за  счет  сведения  предприятий  отрасли  в единую  организационно-производственную  структуру.

    Ожидалось  также,   что национализация  приведет  к  изменению  ценностных   установок   работников, которые, ощутив себя  сособственниками  с  остальными  гражданами  общества, станут более интенсивно трудиться.  Один  из  ведущих  британских  идеологов национализации Г. Моррисон  полагал,  что  для  успешного  функционирования государственных  предприятий  необходимо   "новое   осознание   со   стороны управляющих, техников и рабочих своих обязанностей" перед  страной.  По  его мнению,  работники  национализированного  сектора   должны   были   "черпать удовлетворение из того факта, что они имеют  привилегию  работать  во  благо всего  общества  и  ради  благосостояния  собратьев-граждан". Однако   на практике не было проявлено достаточной изобретательности по  части  создания у работников чувства особой гордости и  ответственности.  Им  даже  не  были предоставлены те ограниченные права, по управлению,  которые  обязательны  в крупных частных компаниях Германии. Их, правда, планировали предоставить  во Франции, но так и не сделали этого.

      Наиболее   теоретически   разработан   анализ    причин    возникновения государственных предприятий в связи с несовершенствами рынка.

      Общественные блага суть те, которые не могут быть присвоены одним  лицом (лицами), следовательно,  блага,  потребление потребление которых не  исключает и не уменьшает их потребление другим лицом (лицами). Чистые общественные блага - услуги  государственного  управления,  обороны,  охраны  окружающей   среды, охраны общественного порядка и т.п.  Между чистыми частными  и чистыми общественными благами лежит широкая промежуточная область коллективных  благ (дороги,  парки и.  т.п.).  Даже  перечисленные выше  в качестве   чистых общественных благ могут не быть таковыми в той мере, в какой направлены  не  на  общество  в целом,  а на некоторую его часть.

      Из  особенности  природы  общественного  блага  следует,   что   субъект потребляет его вне зависимости  от  того,  оплачивает  ли  он  издержки  его производства или нет. Это означает, что возможна  ситуация,  когда ни  один потребитель общественного блага не  станет  добровольно финансировать его производство, а, следовательно, при частной организации производства  таких благ они производиться не будут (или в лучшем случае  будет  наблюдаться их дефицит). Но даже общественный в вышеуказанном смысле характер  благ  не  является достаточным основанием для  того,  чтобы  обязанности  по  его  производству брало на себя государство. Оно может финансировать их  производство,  но  не участвовать в нем  непосредственно. 

    Так,  в  США  некоторые  муниципалитеты отказались от собственной и нанимают частную пожарную охрану, в  ряде  стран частному бизнесу передано содержание тюрем. В  Техасе  планируется  провести конкурс на передачу на пять лет в частные руки обслуживание штатной  системы социального вспомоществования.     Практически  всякая  деятельность  в  той  или  иной  мере  сопряжена  с отрицательными или положительными  внешними  эффектами,  (экстерналиями).  В одних случаях они велики и их  принимают во  внимание,  а в других  столь незначительны, что ими пренебрегают. Внешние эффекты характеризуют ситуацию  неполной  присваиваемости субъектом или   субъектами   результатов   их   деятельности   (издержек   и   выгод), следовательно,  сказываются  на  благосостоянии  другого(их) субъекта(ов). Хрестоматийным   примером   отрицательного   внешнего    эффекта    является загрязнение  окружающей  среды,  положительного – научные   исследования, особенно фундаментальные.

     Известно, что компании - "первопроходцы"  несут  большие  издержки,  чем идущие  следом.   Последние   экономят   на   издержках   получение   нового технического  знания  и  освоения  новых  процессов  производства.  "Утечка" информации - прямая (в форме "ноу-хау") или  косвенная  (в  форме  подсказок конкурентам  самими  свойствами  продукта,  что   и   как   производить) – практически неизбежна. Чем больше ее вероятность, тем меньше заинтересованность частной фирмы в финансировании получения  такого знания.   силу  этого чисто рыночное  его финансирование   будет   оборачиваться недопроизводством. 

    2.2 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики 

Информация о работе Государственные предприятия в рыночной экономике