Государственные предприятия в рыночной экономике

Автор работы: p*******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. В настоящее время государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса. Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология и т. п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………..5
1.1 Виды и назначение государственных предприятий…………………..5
1.2 Финансы государственных предприятий……………………………...9
1.3 Финансирование деятельности государственных предприятий…….10
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………12
2.1 Причины существования государственного предпринимательства …………………………………………………………………………………….12
2.2 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...15
2.3 Отличие государственных предприятий от частных………………...17
2.4 Приватизация государственной собственности в Казахстане………18

3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………21
3.1 Роль государственного предпринимательства в рыночной экономике………………………………………………………………………...21
3.2 Проблемы низкой эффективности государственных предприятий...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….33
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Государственные предприятия в рыночной экономике.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">    На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

    Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

    - обеспечение необходимых темпов  роста;

    - сглаживание циклических колебаний;

    - поддержание занятости;

    - стимулирование научно-технического  прогресса и т.д.

    Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

    Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные  инвестиции в экономику в отдельных  странах достигли огромных размеров:

    - в Швеции – до 1/4,

    - в Италии и Великобритании  – до 1/3,

    - в Австрии и Франции – свыше  40 % общего объема капитальных  вложений. Практически на средства  государства ведутся фундаментальные  научные исследования.

    К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также:

    - предоставление населению льгот  в различных областях социальной  инфраструктуры;

    - помощь жизненно важным науко-  и капиталоемким отраслям экономики  в целях ускорения научно-технического  прогресса и укрепления на  этой основе позиций страны в мировом хозяйстве;

    - проведение региональной политики  создания в экономически отсталых  районах промышленных предприятий;

    - увеличение числа рабочих мест;

    - охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий;

    - строительство очистных сооружений;

    - развитие фундаментальных научных  исследований;

    - производство товаров, являющееся  по закону государственной монополией.

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому государственные предприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. 

    2.3 Отличие государственных предприятий  от частных 

    Государственные предприятия отличаются от частных  предприятий  тем, что они, как правило, зависимы от государственных  структур.  Поэтому  в  их деятельности просматривается двойственность  –  нацеленность  не  только  на рыночные, но и на нерыночные мотивы.

    Это выражается в том,  что,  во-первых, государственные предприятия в отличие   от   частных   обладают   меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают  на  принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности  (работа  на  государственный  заказ,  сбыт  продукции   по государственным  твердым   ценам).   У   государственных   предприятий   нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. В  то  же время правительство  контролирует  лишь  определенные  области  деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея  возможности воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).

           Во-вторых,  государственные   предприятия   пользуются   финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных  кредитов,  в замораживании долгов). Следовательно, навязывание     государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное   ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой   поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными  в технико-экономическом и финансовом  плане,  чем частные предприятия.  Это выражается   в   низкой производительности  труда,  высокой капиталоёмкости,  малой   прибыльности, слабой восприимчивости к  инновациям,  раздутом  управленческом  аппарате  и бюрократизме.  Так  в  Англии  издержки  производства   не   государственных предприятиях в среднем на  30%,  а  в  США  на  20%  выше,  чем  на  частных предприятиях.

           Сама рыночная экономика ограничивает  деятельность  государства,  ибо  некоторые его действия  снижают   эффективность  государственных   предприятий (директивное планирование, административный контроль над  ценами) в  условиях функционирования  рыночного механизма.  Поэтому периодически  к государству предъявляются претензии, а при высокой доле  государственного  сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении.  Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало  массовый  процесс приватизации. 

    2.4 Приватизация государственной собственности  в Казахстане 

    В Республике Казахстан преобразование отношений собственности началось в сентябре 1991 года. Основным средством преобразования отношений собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в странах с развитой рыночной экономикой.

    Разгосударствление экономики – это отказ государства от прямого управления хозяйствующими  звеньями.

    Приватизация  – это часть процесса разгосударствления. Под приватизацией понимается процесс  перехода государственной собственности  в частную.

    Во-первых, в дореформенный период здесь преобладала в основном государственная форма собственности, доля которой в основных фондах составляла около 80%.

    Во-вторых, в результате недостаточной проработки оптимального сочетания крупных, средних и мелких предприятий и имевшей место «гигантомании», в Казахстане сложилась сверхконцентрация производства, которая способствовала росту удельного веса крупных предприятий, неравномерно размещенных по территории республики.

    В-третьих, совершенно отсутствовал частный капитал, способный приобрести государственное имущество и эффективно его эксплуатировать.

    В-четвертых, у населения не было опыта и  навыков рыночного ведения хозяйства, а также достаточных объемов  денежных ресурсов на покупку средств  производства.

    Приватизация  собственности в Казахстане проходила в три этапа. Основной задачей экономической политики правительства республики на первом этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование малых и средних объектов государственной собственности, направленное на формирование класса частных собственников - отечественных предпринимателей. В результате, к концу 1992 г. было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд.рублей в ценах того периода.

    Второй, основной этап реформирования отношений собственности в Республике Казахстан начался с принятия в марте 1993 г. Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. На данном этапе в рамках малой приватизации продолжалась приватизация имущества небольших государственных предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, которое продавалось юридическим лицам и отдельным гражданам на аукционах и коммерческих конкурсах.

    На  третьем этапе была значительно расширена база приватизации за счет предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, здравоохранения, образования, науки и культуры.

    В нефтяной и газовой промышленности, энергетике, транспорте, связи, черной и цветной металлургии были утверждены секторные программы приватизации. По каждому сектору были разработаны специальные программы пообъектной приватизации преимущественно по индивидуальным проектам.

    Развитие  процесса приватизации и изменение  общих условий в республике внесло изменения в приоритеты приватизационной политики, ее цели и задачи. Трансформация отношений собственности в стране выступала в свой качественно новый (четвертый) этап, характерной чертой которого стало повышение значимости экономической эффективности приватизации и управляемости государственным имуществом в отличие от предыдущих этапов, когда она как бы выводилась за скобки, и приоритет был отдан необратимости рыночных реформ.

    В ходе приватизации использовались следующие  методы приватизации: аукционный метод, конкурсный отбор, купонный механизм,   акционирование.

    Оценивая в целом результаты политики государства в области преобразования отношений и  структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в основном завершен процесс разгосударствления и приватизации, устранена монополия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сектор, создана основа для развития малого и среднего бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах  экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    3.1 Роль государственного предпринимательства  в рыночной экономике 

    На  современном рынке государственное  предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы то ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство посредством государственных предприятий выступает активным участником рыночных отношений.

    Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.

    В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынке.

    Величина  госсектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных  факторов, в том числе: исторически  сложившимися условиями и культурными  традициями страны, качественным состоянием экономики на данном временном этапе  ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.

    Значение  госсектора в экономике, как правило, оценивается по его доле в численности  занятых, валовых капиталовложениях  в основные фонды, чистой или условно-чистой продукции, капитале отдельных отраслей. Влияние госсектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, или долей в национальных производственных ресурсах, размерами перераспределения и потребления ВНП.

    Особенности разных стран обусловливают различия в экономическом потенциале госсектора, его отраслевой структуре. Например, в 80-е годы роль госпредприятий в экономике европейских стран характеризовалась следующими показателями: доля в ВНП (от 30% в Австрии до 7- 8 % в Италии и Великобритании), доля в валовых вложениях в основные фонды (от 11% в Италии до 33-35 % во Франции и Финляндии), доля в численности занятых (от 5-6% в Великобритании и Ирландии до 25% в Австрии). Если в Австрии госсектор доминирует (имеет свыше 75%) в электроэнергетике, газовой, нефтяной, угольной, сталелитейной промышленности, автомобилестроении, в Великобритании охватывает полностью электроэнергетику, газовую и угольную промышленность, кораблестроение, большую часть сталелитейной промышленности, половину автомобилестроения, то в ФРГ сфера его действия более сужена: в газовой и угольной промышленности он составляет менее 50%, в нефтяной промышленности и автомобилестроении не превышает 25%. В Японии и США во всех названных отраслях доминирует частный сектор, доля которого превышает 75%.

Информация о работе Государственные предприятия в рыночной экономике