Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято
также различать фактический, структурный
и циклический дефицит
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит – это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.
Циклический
дефицит – это разница между
фактическим и структурным
E Профицит
Дефицит
Y
Рис. 4.
Государственные
расходы, налоговые
поступления и
дефицит
государственного бюджета
t
– налоговая ставка;
G – государственные
расходы; T – налоговые
поступления; Y – доход.
В точке E – сбалансированный
бюджет, т.е. налоговые
поступления равны государственным
расходам T=G
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
Федеральный
бюджет является вершиной бюджетной
пирамиды. Он главный регулятор восходящих
и нисходящих денежных потоков. Можно
выделить два мощных нисходящих денежных
потока: обеспечивающий финансирование
предприятий и учреждений федеральной
собственности, социальные программы,
управление, оборону и т.п.; поток,
поступающий в бюджеты
Денежный
поток, направляемый в предприятия
и учреждения федеральной собственности,
зависит от масштабов этой собственности
и темпов ее приватизации, рентабельности
производства, накопления капитала, потребности
в инвестициях. Минимизация его
может отрицательно сказаться на
будущих прибылях и приоритетах
развития российской экономики, научных
достижениях и интеграции в мировое
экономическое сообщество. Тем не
менее, необходима оптимизация такого
потока путем стимулирования накоплений
и инвестиционной активности субъектов
предпринимательской
Весьма
важным представляется разработка порядка,
при котором выделение средств
из федерального бюджета на безвозмездной
основе на строительство, техническое
перевооружение и реконструкцию
предприятий и организаций
Денежный
поток, обеспечивающий поступление
финансовых ресурсов из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
Федерации (без учета регулирующих
налогов), должен быть обусловлен только
необходимостью развития социальной сферы
и финансирования целевых и долговременных
программ, имеющих как региональное,
так и общегосударственное
Самые
негативные последствия связаны
с несвоевременным выполнением
обязательств перед бюджетом налогоплательщикам.
Это имеет эффект блокировки бюджетных
потоков. Рост дебиторской задолженности
бюджетов всех уровней приводит к
соответствующему росту кредиторской
задолженности перед
В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и расходной частей бюджета явление обычное. Связано это с тем, что существует рынок капиталов, на котором бюджет может выступить в роли заемщика и гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов функционирует по своим внутренним законам, один из которых – прибыльное размещение средств инвесторами и кредиторами. Таким образом, становясь участником рынка капиталов, бюджет подчиняется рыночным законам и способен оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.
В
процессе бюджетного регулирования
появляются дополнительные нисходящий
и восходящий денежные потоки. Возникает
альтернатива в решении вопроса
о том, какой из методов их регулирования
более предпочтителен в складывающейся
экономической ситуации, какой подход
может быть реализован, безусловно,
и с наименьшими потерями в
будущем. Следствие функционирования
дополнительного восходящего
Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений Σ Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования Σ Zij.
Если Σ Qij – Σ Zij ≥ 0, то бюджет имеет дефицит или сбалансирован, Σ Qij – Σ Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при Σ Qij – Σ Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.
Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид:
Σ Qij + Σ Xij = Σ Zij + Σ Y ij
Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.
Определяющие
параметры федерального бюджета
формируются на основе принципиальных
положений социально-
• обеспечить высокие темпы роста инвестиций для динамичного развития экономики и структурных преобразований;
• осуществить институциональные преобразования, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающие гарантии прав собственности, регулирование деятельности естественных монополий;
• принять меры по укреплению законности и правопорядка, повышению результативности управленческой деятельности на основе создания системы государственного контроля за качеством управления и соблюдением законности;
• обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.
Бюджетная
политика должна базироваться на принципах
реальности и открытости, должна быть
направлена на недопустимость ситуации,
когда принятые бюджетные показатели
не реализуются. Проект федерального бюджета
разрабатывается на основе среднесрочного
прогноза основных финансовых показателей.
2.1. Бюджетная система Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство — организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет;
региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты
местных административно-
Федеральный
бюджет играет определяющую роль в
реализации социально-экономической
политики, проводимой Правительством
РФ. Через параметры федерального бюджета
государство регулирует темпы экономического
развития, а также взаимоотношения с территориями.
Структура консолидированного бюджета
Российской Федерации представлена на
рис. 2.
На рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
• единства;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированности бюджета;
• эффективности и экономности использования бюджетных средств;
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
• гласности;
• достоверности бюджета;
•
адресности и целевого характера бюджетных
средств.
Остановимся на некоторых из них более подробно.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:
• предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;
• обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;
• сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.
Информация о работе Государственный бюджет - структура и назначение