Государственный бюджет - структура и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа состоит из  1 файл

кусровая.docx

— 74.28 Кб (Скачать документ)
 

     Мировой кризис конца 1997 г. заставил крупных  инвесторов пересмотреть свое отношение  к кредитным рискам. Россия в данном контексте рассматривалась как  страна с повышенными инвестиционными  рисками, что не замедлили подтвердить  основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.

     Таким образом, в первой половине 1998 г. в  России сложилась кризисная ситуация, связанная с обслуживание как  внутреннего, так и внешнего долга. Высокий спрос на иностранную  валюту, определяемый значительной долей  импорта, инфляционными ожиданиями и склонностью к сбережениям  в долларах США, предопределил давление на обменный курс рубля. Бюджетный кризис, обусловленный низким сбором налогов  и бюджетным дефицитом, а также  возросшая политическая нестабильность послужили причинами нежелания  инвесторов покупать государственные  бумаги РФ. В середине 1998 г. создалась  обстановка, в которой доходность по государственным краткосрочным  облигациям возросла до 100-150% годовых, а валютные резервы РФ стремительно сокращались. За первую половину 1998 г. общий долг правительства РФ увеличился на 5,4% и составил $230 млрд., при этом внутренний долг - на 11,0% (628 млрд. руб.), а внешний - на 4,5% ($129 млрд.). Единственным выходом из сложившегося положения  для правительства РФ было получение  дополнительного стабилизационного  кредита.

     Успешное  завершение переговоров российского  правительства с МВФ и Всемирным  банком в середине июля 1998 г. о предоставлении стабилизационного кредита на сумму $22,6 млрд. в 1998-1999 гг. дало правительству  время и средства для реструктуризации государственного долга. Наиболее рациональной стратегией в сложившейся ситуации представлялось сокращение "короткого" и дорогого внутреннего долга  за счет увеличения внешнего - значительно  менее дорогого и "длинного".

     Необходимо  отметить, что в результате мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, во 2-м квартале 1998 г. правительство  значительно увеличило долю внешнего финансирования: если на конец марта  она составляла около 22%, то на конец  июня - уже 52,4%. В результате сокращения выпуска "коротких" гособлигаций объем долга по ГКО сократился в апреле-июне 1998 г. на 2,3%. Кроме того, для "удлинения" и сокращения внутреннего  долга, а следовательно, и для  уменьшения нагрузки на бюджет в июле 1998 г. правительство предложило добровольный обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации. Акция была рассчитана в основном на иностранных инвесторов, предоставив  им возможность перейти в долларовые бумаги и избежать риска девальвации. В результате обмена ГКО на еврооблигации  правительство конвертировало ГКО  на сумму 27,5 млрд. руб. в еврооблигации  на сумму $4,4 млрд. Дополнительно были размещены еврооблигации в объеме $500 млн.

     Несмотря  на все усилия правительства РФ, ни преобразование задолженности, ни предоставление кредита МВФ не привели к стабилизации финансового состояния России. 17 августа правительство объявило о замораживании внутреннего  долга по ГКО/ОФЗ со сроком погашения  до 31 декабря 1999 г. (в объеме $37 млрд.) и его переоформлении в новые  бумаги, а также о расширении границ валютного "коридора"15.

     В последние годы благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000-2001 г., а также грамотной политике правительства В. Путина в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики. В прошлом году правительство досрочно произвело выплаты в счет погашения внешней задолженности, в результате чего расходы по обслуживанию и погашению долга в 2003 г. сократились до $17 млрд.

     В 1992 г. внешний долг правительства  РФ более чем в два раза превышал номинальный объем ВВП. Внешний  долг правительства на 1 января 1998 г. составил немногим более 28% от ВВП, из которых  на "короткий" долг (со сроком погашения  менее одного года) приходилось лишь 7% ВВП. Успехи по сокращению долга и  увеличению его "длины" в 1997 г. явились  в первую очередь следствием вступления РФ в Парижский и Лондонский клубы  международных кредиторов. По сравнению  с другими развивающимися странами относительные показатели российского  внешнего долга, в том числе и "короткого", не являются угрожающе  большими. Если в 1999 г. отношение внешнего долга к ВВП составляло 57%, то в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2002 - снизится до 30%.

     В абсолютном выражении внешний долг на конец 1998 г. был равен $156 млрд., а  на конец 2001 - около $130 млрд. Согласно проекту  федерального бюджета РФ, государственный  внешний долг России на 1 января 2003 года составит $124,5 млрд., из которых задолженность  по кредитам иностранных правительств составит $52,7 млрд., задолженность перед Парижским клубом кредиторов - $43,6 млрд. Из стран Парижского клуба наибольшая задолженность у России перед Германией - $18,6 млрд. Долг перед Италией на 1 января 2003 года составит $5,5 млрд., США - $3,8 млрд., Японией - $3,7 млрд., Францией - $3 млрд., Канадой - $1,7 млрд., Австрией - $2,6 млрд., Великобританией - $1,4 млрд. Долг перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 января 2003 года составит $4,9 млрд., задолженность бывшим странам СЭВ - $4,2 млрд., по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - $3 млрд., перед международными финансовыми организациями - $13,4 млрд. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2003 года будет равен $49,2 млрд., по еврооблигационным займам - $39,9 млрд., по ОВВЗ - $9,3 млрд16.

     Государственный внешний долг РФ на 1 января 2004 года планируется в объеме $121,4 млрд. При  этом задолженность по кредитам правительств иностранных государств - $54,4 млрд., Парижскому клубу кредиторов - $46,6 млрд., задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, - $4,4 млрд., долг бывшим странам СЭВ - $3,3 млрд., задолженность  по кредитам международных финансовых организаций - $11 млрд. Объем долга  по государственным ценным бумагам  РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2004 года составит $49,8 млрд., по еврооблигационным займам - $42,5 млрд., по ОВВЗ - $7,3 млрд17.

 

                                         Заключение

     Изучив  экономический смысл таких понятий  как государственный бюджет, бюджетный  дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию.  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов. Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.

     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права.  

Список  использованной литературы

 
  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело и  Сервис",  2000, 416 с.
  2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез",  1999, 336 с.
  4. Бутук А.И. Макроэкономика. М.: ДИС,  2004, 514 с.
  5. Гаркавенко О.А. Государственный долг РФ в аспекте бездефицитности государственного бюджета // Финансовый вестник. 2004. с. 5-8
  6. Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог: МАУП,  2003, 92 с.
  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М,  2000, 199 с.
  8. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ,  2001, 544 с.
  9. Ефименко О.П. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 2004. № 1. С. 3 - 23.
  10. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ,  1997, 485 с.
  11. Иванов А.С. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 3 - 6.
  12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 2003. № 9. С. 19 - 27.
  13. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, 544 с.
  14. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Москва: Международные отношения,  2002, 400 с.
  15. Ревинский И.А. Курс экономики. Новосибирск: НГПУ,  1999, 238 с.

Информация о работе Государственный бюджет - структура и назначение