Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Мировой
кризис конца 1997 г. заставил крупных
инвесторов пересмотреть свое отношение
к кредитным рискам. Россия в данном
контексте рассматривалась как
страна с повышенными инвестиционными
рисками, что не замедлили подтвердить
основные рейтинговые агентства. Средства,
инвестированные ранее в
Таким
образом, в первой половине 1998 г. в
России сложилась кризисная ситуация,
связанная с обслуживание как
внутреннего, так и внешнего долга.
Высокий спрос на иностранную
валюту, определяемый значительной долей
импорта, инфляционными ожиданиями
и склонностью к сбережениям
в долларах США, предопределил давление
на обменный курс рубля. Бюджетный кризис,
обусловленный низким сбором налогов
и бюджетным дефицитом, а также
возросшая политическая нестабильность
послужили причинами нежелания
инвесторов покупать государственные
бумаги РФ. В середине 1998 г. создалась
обстановка, в которой доходность
по государственным краткосрочным
облигациям возросла до 100-150% годовых,
а валютные резервы РФ стремительно
сокращались. За первую половину 1998 г.
общий долг правительства РФ увеличился
на 5,4% и составил $230 млрд., при этом
внутренний долг - на 11,0% (628 млрд. руб.),
а внешний - на 4,5% ($129 млрд.). Единственным
выходом из сложившегося положения
для правительства РФ было получение
дополнительного
Успешное
завершение переговоров российского
правительства с МВФ и
Необходимо
отметить, что в результате мер, направленных
на стабилизацию ситуации на финансовом
рынке, во 2-м квартале 1998 г. правительство
значительно увеличило долю внешнего
финансирования: если на конец марта
она составляла около 22%, то на конец
июня - уже 52,4%. В результате сокращения
выпуска "коротких" гособлигаций
объем долга по ГКО сократился
в апреле-июне 1998 г. на 2,3%. Кроме того,
для "удлинения" и сокращения внутреннего
долга, а следовательно, и для
уменьшения нагрузки на бюджет в июле
1998 г. правительство предложило добровольный
обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации.
Акция была рассчитана в основном
на иностранных инвесторов, предоставив
им возможность перейти в
Несмотря на все усилия правительства РФ, ни преобразование задолженности, ни предоставление кредита МВФ не привели к стабилизации финансового состояния России. 17 августа правительство объявило о замораживании внутреннего долга по ГКО/ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. (в объеме $37 млрд.) и его переоформлении в новые бумаги, а также о расширении границ валютного "коридора"15.
В последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000-2001 г., а также грамотной политике правительства В. Путина в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики. В прошлом году правительство досрочно произвело выплаты в счет погашения внешней задолженности, в результате чего расходы по обслуживанию и погашению долга в 2003 г. сократились до $17 млрд.
В 1992 г. внешний долг правительства РФ более чем в два раза превышал номинальный объем ВВП. Внешний долг правительства на 1 января 1998 г. составил немногим более 28% от ВВП, из которых на "короткий" долг (со сроком погашения менее одного года) приходилось лишь 7% ВВП. Успехи по сокращению долга и увеличению его "длины" в 1997 г. явились в первую очередь следствием вступления РФ в Парижский и Лондонский клубы международных кредиторов. По сравнению с другими развивающимися странами относительные показатели российского внешнего долга, в том числе и "короткого", не являются угрожающе большими. Если в 1999 г. отношение внешнего долга к ВВП составляло 57%, то в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2002 - снизится до 30%.
В абсолютном выражении внешний долг на конец 1998 г. был равен $156 млрд., а на конец 2001 - около $130 млрд. Согласно проекту федерального бюджета РФ, государственный внешний долг России на 1 января 2003 года составит $124,5 млрд., из которых задолженность по кредитам иностранных правительств составит $52,7 млрд., задолженность перед Парижским клубом кредиторов - $43,6 млрд. Из стран Парижского клуба наибольшая задолженность у России перед Германией - $18,6 млрд. Долг перед Италией на 1 января 2003 года составит $5,5 млрд., США - $3,8 млрд., Японией - $3,7 млрд., Францией - $3 млрд., Канадой - $1,7 млрд., Австрией - $2,6 млрд., Великобританией - $1,4 млрд. Долг перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 января 2003 года составит $4,9 млрд., задолженность бывшим странам СЭВ - $4,2 млрд., по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - $3 млрд., перед международными финансовыми организациями - $13,4 млрд. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2003 года будет равен $49,2 млрд., по еврооблигационным займам - $39,9 млрд., по ОВВЗ - $9,3 млрд16.
Государственный внешний долг РФ на 1 января 2004 года планируется в объеме $121,4 млрд. При этом задолженность по кредитам правительств иностранных государств - $54,4 млрд., Парижскому клубу кредиторов - $46,6 млрд., задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, - $4,4 млрд., долг бывшим странам СЭВ - $3,3 млрд., задолженность по кредитам международных финансовых организаций - $11 млрд. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2004 года составит $49,8 млрд., по еврооблигационным займам - $42,5 млрд., по ОВВЗ - $7,3 млрд17.
Изучив
экономический смысл таких
Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов. Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.
Государственный
долг - это долговые обязательства
государства перед физическими
и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного
права.
Информация о работе Государственный бюджет - структура и назначение