Государственный бюджет - структура и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа состоит из  1 файл

кусровая.docx

— 74.28 Кб (Скачать документ)

    • наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;

    • перевести счета крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и федеральное казначейство;

    • предусмотреть возможность оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи пакетов акций предприятий-должников, в том числе за счет выпуска новых акций.

    Скорейшее введение в действие указанных мер  позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами достижения экономического роста. 

    2.3. Расходы бюджета  РФ.

      В настоящее время в Российской  Федерации применяется классификация  расходов по 19 целевых направлениям:

  1. заработная плата; 
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
  10. государственные капитальные вложения;
  11. капитальный ремонт;
  12. содержание сооружений благоустройства;
  13. геологоразведочные работы;
  14. проектирование;
  15. государственная дотация;
  16. операционные расходы;
  17. платежи по ссудам;
  18. возмещение разницы в ценах;
  19. прочие расходы.

    Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону ) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

    Важной  проблемой осуществления целевых  бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких  темпов инфляции на современном этапе  развития экономики нашей страны (18 %). Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

      Осуществление финансирования отдельных  статей расходов бюджета в  соответствии с их инфляционным  увеличением, с одной стороны,  обеспечивает защиту получателей  бюджетных ассигнований в обеспечении  намеченных ими мероприятий, а  с другой стороны, является  инфляционным фактором, увеличивающим  совокупный спрос на продукцию  и услуги и в дальнейшем  провоцирующим развитие инфляции  издержек производства.

       Последним признаком классификации  расходов является территориальный.  В соответствии с уровнем государственного  управления в Российской Федерации  расходы бюджета подразделяются  на расходы федерального бюджета,  расходы бюджетов членов федерации  и расходы местных бюджетов.

       Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного  финансирования. Под ним понимается  система предоставления денежных  средств предприятиям, организациям  и учреждениям на проведение  мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется  на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами  предоставления средств. Принцип,  форма и методы бюджетного  финансирования выступают составными  элементами самой системы, влияют  на результативность ее функционирования.

       Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного  финансирования играют прежде  всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат;
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований;
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
  • безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
  • Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд.

3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета

3.1 Экономическая суть понятия государственного долга

     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного

     права. Термин государственный долг в его  общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

     Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг  от имени Правительства РФ, а также  других долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ. Порядок, условия  выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ11.

     Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний.

     Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. 

     Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том  числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского  клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные  ценные бумаги России (еврооблигационные  займы, ОВВЗ).

     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований  и предоставляемых кредитов находится  в ведении Минфина РФ, а их порядок  определяется Правительством РФ12.

     Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  • срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  • признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  • по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

3.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации

 

   Одной из основных проблем российской экономики  времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний государственный долг.

   В самом начале рыночных реформ дефицит  федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого  кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение  о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных  государственных облигаций. На еженедельных аукционах размещались новые  выпуски государственных ценных бумаг, доход от которых направлялся  на финансирование дефицита бюджета, а  участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так  и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения избыточной рублевой массы с целью снижения давления на валютный рынок и инфляции13.

   Учитывая  высокую доходность на данном сегменте рынка, а она в определенные отрезки  времени превышала 200% годовых в  реальном исчислении (за вычетом инфляции), внутренний долг возрастал в геометрической прогрессии и его обслуживание к  середине 1996 г. превратилось в серьезную  проблему - государственные заимствования  требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения, при этом возможность внешних  заимствований оставалась весьма ограниченной. Для решения данной проблемы был  найден вполне логичный выход - в 1996 г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные  на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли  российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени  доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась  до 17-19% годовых. Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга позволил снизить нагрузку на бюджет в части  расходов на обслуживание долга и  облегчить получение кредитов для  реального сектора. При этом резко  возросла зависимость российской экономики  от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

   Интересно, что даже в 1998 г., когда начался  финансовый кризис, сумма внутреннего  и внешнего российского госдолга по международным меркам была небольшой - примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение  совокупного долга стран ЕС к  их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США - 63,1%. Но дело в том, что темпы роста  российской задолженности были чрезвычайно  высоки. Стремительное расширение рынка  ГКО-ОФЗ в 1995-1997 гг. совпало с рекордным  по объему притоком иностранных капиталов  на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки "азиатского" кризиса 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов14.

   От  сильного внешнего шока (из-за падения  сырьевых цен на мировом рынке  и оттока капиталов с развивающихся  рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г. бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998 г. казна выплачивала  по $1 млрд. в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО-ОФЗ уходило  до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в  свою противоположность. Рефинансировать  долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета  не соглашалась Государственная  Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление  краха ГКО, а затем их уход с  российского рынка ускорил его.

   Внешние долги России - в основном наследие бывшего Советского Союза. Преобладающая  доля долгов Западу, унаследованных Россией  от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние  годы. Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта  дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно  прибегал к заимствованиям в странах, являвшихся поставщиками. Данные кредиты привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов

3.3 Государственный долг Российской Федерации

Информация о работе Государственный бюджет - структура и назначение