Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции на примере России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность инфляции;
• привести классификацию видов инфляции;
• сформулировать основные причины инфляции;
• рассмотреть инфляционные процессы в России как в историческом аспекте, так и на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Инфляция
1.1 Сущность инфляции…………………………….…………………..5
1.2 Виды и типы инфляции……………………………………………..7
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………...16
1.4 Регулирование инфляции………………………………………….20
2. Инфляция в современной российской экономике
2.1 Особенности инфляции в России…………………………………23
2.2 Причины инфляции………………………………………………..28
2.3 Регулирование инфляционных процессов в России......................34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Инфляция.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Рубцовский  Индустриальный Институт (филиал) ГОУ ВПО

«Алтайский  государственный технический университет  им. И.И.Ползунова»

 

Гуманитарно-экономический факультет

Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Рубцовск 2009

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Инфляция

1.1  Сущность инфляции…………………………….…………………..5

1.2  Виды и типы инфляции……………………………………………..7

1.3  Социально-экономические последствия инфляции……………...16

1.4 Регулирование инфляции………………………………………….20

  1. Инфляция в современной российской экономике
    1.  Особенности инфляции в России…………………………………23
    2.  Причины инфляции………………………………………………..28
    3.  Регулирование инфляционных процессов в России......................34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………………43

 

Введение

 

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В мире почти нет стран, где бы не было инфляции, в большей или меньшей степени она проявляется практически во всём мире. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.

Инфляция − это  дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. Но не всякий рост цен − инфляция.

Существует и несколько  иной взгляд на природу инфляции, что  вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.

Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен.

При инфляции нарушаются установившиеся пропорции в ценах на товары и услуги, продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее дать экономический прогноз и провести долгосрочные расчеты. Возникает риск при крупном инвестировании. Защитными мерами от такого риска начинают выступать растущие ставки процента и высокие нормы прибыли, что в свою очередь ведет к росту цен. Предпринимательская деятельность в этих условиях ориентируется на краткосрочные решения, капитал преимущественно концентрируется в торгово-посреднической сфере и в своем движении приобретает спекулятивное направление. Такова наша сегодняшняя экономическая реальность.

Инфляцию, основное развитие которой в России происходило  в 90-е годы, не удается преодолеть до сих пор. Поэтому эта тема является актуальной.

Цель курсовой работы – изучить сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции на примере России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

    • рассмотреть сущность инфляции;
    • привести классификацию видов инфляции;
    • сформулировать основные причины инфляции;
    • рассмотреть инфляционные процессы в России как в историческом аспекте, так и на современном этапе.

Для решения указанных  задач были исследованы различные  экономические учебники, учебные  пособия, а так же журналы. В рамках этих исследований поставленные задачи были решены.

 

 

  1. Инфляция

    1. Сущность инфляции

Инфляция — это  обесценение денег, снижение их покупательной  способности, дисбаланс спроса и  предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. Inflatio) означает «вздутие». Он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе − с середины 20-х годов.

Обычно инфляция имеет  в своей основе не одну, а несколько  взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению:

- к золоту (при золотом стандарте);

- к товарам;

- к иностранным валютам.

 Вследствие этого  происходит в первом случае  – повышение рыночной цены  золота в бумажных деньгах,  во втором – рост цен товаров  и в третьем случае – падение  курса национальной валюты, по  отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами  при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынки и это характерно для экономики в целом.

Инфляция − дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность [5, с.233].

Инфляция − это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция − это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Независимо от состояния денежной сферы, товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами.

Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

В классической экономической теории инфляция всегда понималась как зло, с которым  нужно бороться на макроуровне. С  появлением и развитием кейнсианских взглядов ситуация принципиально изменилась. Кейнсианская теория рассматривает инфляцию и в положительном смысле [11, с.285].

Кейнсианство  опиралось на два ключевых положения. Первое − признание того, что  рынок, предоставленный сам себе, может привести к серьезным кризисам в масштабах всей экономики. Отсюда кейнсианский вывод о необходимости широкого вмешательства государства в рыночную экономику с целью устранения или хотя бы минимизации кризисных потрясений. Подобное вмешательство государства должно основываться на использовании многочисленных рычагов, находящихся в его распоряжении: финансовых, кредитно-денежных, валютных и др. Второе положение сводилось к утверждению, что основным объектом государственного стимулирования должен являться платежеспособный спрос. Стимулируя его, государство соответственно способствует стимулированию предложения и производства товаров и услуг.

Инфляция, хотя она и  проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к  чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

    1. Типы и виды инфляции

В экономической литературе длительное время обсуждался вопрос о том, всякий ли рост цен является инфляционным. Увеличение затрат труда на производство товаров, превышение спроса над предложением считались неинфляционными факторами, а рост цен, связанный с расстройством денежного обращения, объявлялся инфляционным. Большинство же российских экономистов стояло на позициях многофакторной теории инфляции, согласно которой всякое повышение цен означает инфляцию. Этой теории придерживаются и западные экономисты. В экономике инфляция определяется как снижение покупательной способности денег, их обесценение и в результате возрастание общего уровня цен [14, с.439].

Рассматривая причины  инфляции, экономисты различают два  базовых типа инфляции − инфляцию спроса и инфляцию предложения. В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины: одна лежит со стороны избытка денежных средств у покупателей (спроса), другая – со стороны роста производственных издержек (предложения).

Инфляция спроса возникает, когда показатель использования ресурсов выше оптимального. Превышение спросом предложения в условиях полной занятости ведет к росту цен. Инфляция спроса представляет монетаристский вариант объяснения этого процесса. Монетаристы считают, что цена определяется количеством денег в обращении [15, c.310].

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Избыточный спрос приводит к взлету цен. В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

Условия инфляции спроса:

  • рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
  • увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
  • рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).


 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Инфляция спроса

В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного  спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.1.

Инфляция спроса связана также с дефицитом государственного бюджета. Последний может финансироваться двумя путями:

1) правительство занимает деньги в частном секторе путем продажи облигаций;

2) правительство прибегает к помощи печатного станка, т.е. к эмиссии.

Однако чрезмерная эмиссия денег порождает гиперинфляцию, при которой цены растут на 50% и более еженедельно. Поэтому теоретически финансирование дефицита государственного бюджета возможно только путем продажи облигаций. Но со временем объем выпуска облигаций достигает критического уровня. Растут выплаты по государственному долгу. Правительство вынуждено повышать ставку процента, чтобы привлечь инвесторов. Размер дефицита бюджета становится настолько большим, что не может быть погашен только выпуском облигаций, и тогда прибегают к эмиссии денег.

Если цена зависит от количества денег в обращении, то борьба с  инфляцией спроса требует ограничения  количества денег, платежеспособного  спроса. В этих условиях проводится политика дорогих денег — повышаются ставки процента, ограничивается кредитная экспансия, сокращаются государственные расходы.

Инфляция предложения представляет кейнсианский вариант объяснения инфляции. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) [15, c.318].                                                

Инфляция предложения  означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства.

Теория инфляции, обусловленной  ростом издержек, объясняет рост цен  такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу  продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия