Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции на примере России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность инфляции;
• привести классификацию видов инфляции;
• сформулировать основные причины инфляции;
• рассмотреть инфляционные процессы в России как в историческом аспекте, так и на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Инфляция
1.1 Сущность инфляции…………………………….…………………..5
1.2 Виды и типы инфляции……………………………………………..7
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………...16
1.4 Регулирование инфляции………………………………………….20
2. Инфляция в современной российской экономике
2.1 Особенности инфляции в России…………………………………23
2.2 Причины инфляции………………………………………………..28
2.3 Регулирование инфляционных процессов в России......................34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Инфляция.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Принятая правительством программа по развитию аграрно-промышленного комплекса включает три направления:

  • ускоренное   развитие   животноводства;
  • стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • обеспечение доступным жильем молодых специалистов (и их семей) на селе.

Предполагается увеличение финансовой поддержки сельского хозяйства, причем не при помощи прямых государственных инвестиций, а на основе рыночных методов − расширения кредитования и субсидирования, изменения процентных ставок. При этом акцент сделан на развитии наиболее крепких и эффективных хозяйств, способных быстро поднять технический уровень и организацию производства и на этой основе увеличить выход товарной продукции.

Программа призвана стимулировать приток частного капитала в сельское хозяйство, благодаря которому уже сейчас создан довольно солидный сектор агропромышленных холдингов, специализирующихся на производстве в основном мясомолочной продукции.

Можно встретить немало критических отзывов по адресу этой программы. Тем не менее такой шаг государства, направленный на обеспечение продовольственной безопасности страны, стимулирование внутреннего производства, конкуренции и рынка, будет служить поддержкой антиинфляцинного курса. Важно, чтобы он коснулся и других отраслей производства, прежде всего работающих на внутренний рынок и увеличивающих предложение товаров [19, c.57].

Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

Предлагается для анализа  и прогнозирования перейти к  использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходом осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цепы выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за одни месяц — декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

Последовательное снижение инфляции возможно в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе  затруднено и силу:

— двойственности целей  денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;

—  высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

— недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;

—    низкой сберегательной активности населения;

— высокой монополизации отдельных товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий  (в первую очередь на природный газ).                                                                                     

Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения  для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

В переходной экономике  России антиинфляционные меры первоначально  сводились к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происходит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами.

Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита.

Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам — кредиты рефинансирования.

В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.

В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны  и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционном политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита [7, c.398].

Инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп [20, c.25].

Благодаря возобновлению  работ по подготовке долгосрочной (двенадцатилетней) программы развития экономики появилась  возможность согласовать текущую  антиинфляционную политику с осуществлением крупных мер по расширению производства товаров и услуг в стране.

Поскольку российская экономика  теперь большей частью рыночная, меры по борьбе с инфляцией должны предусматривать в первую очередь устранение ее источников в частном секторе. Имеется в виду проведение реальной демонополизации рынков в добывающих, сырьевых отраслях промышленности, в энергетике и транспортной системе, ограничение расширившейся в ходе реформ теневой и криминальной экономики, перестройка бюрократической, коррумпированной и неэффективной системы управления, устранение экономических и правовых барьеров, существенное увеличение производства товаров и услуг на местах (поддержка развития малых предприятий).

Со стороны государственного регулирования возможности снижения инфляции не сводятся к ограничению роста расходов государства на социальные цели (через реформирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения), развитие науки, государственное управление и оборону. Они имеются также по линии улучшения качества правительственных прогнозов и программ развития важнейших отраслей и сфер экономики [22, c.30].

 

Заключение

В настоящее время  инфляция — один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в  целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, т.к. рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит весьма устойчивый, трудно управляемый характер.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может  рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако для них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Необходимо учитывать  при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требует выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. −М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. −М.: Юристъ, 2004. 
  3. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. −М.: Дело и Сервис, 2000.
  4. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебник. −М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Галаева Е.В, Корсакова А.А. и др. Макроэкономика: Учебное пособие. −М.: ММИЭИФП, 2003.
  6. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. −М.: КноРус, 2006.
  7. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. −СПб: Питер, 2008.
  8. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  9. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. −М.: Финансы и статистика, 2006.
  10. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Учебник. − М.: Вита-Пресс, 2002.
  11. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. − М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.  
  12. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. −М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  13. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2008.
  14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. −М.: Норма, 2005.
  15. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. − М.: Высшее образование, 2006.
  16. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. −Киров: АСА, 2004.
  17. Варнавский В. Стабилизационный фон как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения. −№5. −С.44.
  18. Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления //Наука и жизнь. −2008. −№4. −С. 14-20.
  19. Осадчая И. Инфляция и способы противодействия //Человек и труд. −2008. −№4. −С.52-57.
  20. Курин А. Инфляция: российские и мировые тенденции //Вопросы экономики. −2007. −№10. −С.4-26.
  21. Никитин С., Степанова М. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт //Мировая экономика и международные отношения. −№4. −С.16-20.
  22. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм //Экономист. −2008. −№7. −С.25-33.

 

 


Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия