Инновации и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретическихоснов инноваций и влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность фирм. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: уточнить сущность инновационной деятельности как экономической категории, через систематизацию концепций, гипотез и теорий, а также дать критическую оценку объектных и процессных подходов к ее определению; выявить основные направления институционального обеспечения инновационной деятельности в России; определить роль регулирования инновационной деятельности; разработать и обосновать экономические закономерности взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности фирм; выявить особенности воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 .Концептуальные подходы к исследованию инноваций


6
1.2.Классификация и виды инноваций
10
1.3. Инновации как основа формирования инновационной деятельности
1.4. Воздействие инновационной деятельности на рост конкурентоспособности фирмы

14

19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РОСТА ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ
2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм



23
2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность российских фирм

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая влиян инновац деят-ти на конкур-сть рос фирм (2).docx

— 182.24 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

1.1 .Концептуальные подходы к исследованию инноваций

 

 

6

1.2.Классификация и виды инноваций

10

1.3. Инновации как основа  формирования инновационной деятельности

1.4. Воздействие инновационной  деятельности на рост конкурентоспособности  фирмы

 

14

 

19

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РОСТА  ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  РОССИЙСКИХ ФИРМ

2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм

 

 

 

23

2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности  на  конкурентоспособность российских фирм

 

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                        

39

ПРИЛОЖЕНИЯ

41


 

 

 

Введение

 

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.

Необходимость инновационной  деятельности, способность к нововведениям  выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как  отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».

В настоящее время необходимость  преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые  уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

Инновационная стратегия  получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей  организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых  результатов, инвестиционных рисков.

Активная инновационная  деятельность способна стать реальным стратегическим ресурсом, одним из основных факторов обеспечения роста  конкурентоспособности российских фирм и умножения их конкурентных преимуществ.

Новизна и сложность вопросов, связанных с воздействием инновационной  деятельности на повышение конкурентоспособности  предприятий в новых условиях хозяйствования ставят перед экономической наукой задачу глубокого и всестороннего теоретического осмысления сложившейся ситуации. Высокая практическая значимость анализа и оценки форм и методов воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентных преимуществ фирм обусловили новизну и определили актуальность выбранной темы курсовой работы.

Вместе с тем, несмотря на большое внимание ученых к проблемам  воздействия инновационных отношений  на формирование конкурентных преимуществ  в современных условиях, многие вопросы  остаются еще недостаточно исследованными. Нет пока полной ясности в определении  основных направлений взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности  экономических субъектов. Есть необходимость  уточнения и развития подходов в  выявлении особенностей воздействия  инновационной деятельности на рост конкурентоспособности фирмы.

Высокая актуальность и значимость указанных проблем, определили выбор  исследования, обусловили его цель и задачи.

Целью курсовой работы является исследование теоретическихоснов инноваций и влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность фирм. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: уточнить сущность инновационной деятельности как экономической категории, через систематизацию концепций, гипотез и теорий, а также дать критическую оценку объектных и процессных подходов к ее определению; выявить основные направления институционального обеспечения инновационной деятельности в России; определить роль регулирования инновационной деятельности; разработать и обосновать экономические закономерности взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности фирм; выявить особенности воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирм.

Объектом исследования является инновационная деятельность в России, оказывающая воздействие на повышение  конкурентоспособности предприятий в современных условиях.

Предметом исследования выступают  социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе воздействия  инновационной деятельности на повышение  конкурентоспособности российских фирм.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе работы рассмотрена  инновационная деятельность на основе конкурентоспособности фирмы: подходы  к исследованию инноваций, классификация  и виды инноваций, основы формирования инновационной деятельности; во второй – как инновации влияют на рост конкурентоспособности фирм.

В заключении подведены итоги  и сделаны выводы по исследованной  работе, а в приложении даны рисунки: «Круг инноваций» Тома Питерса,

«Петля взаимного усиления» в растущей и процветающей компании,

Арена инноваций.

 

 

1.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

 

1.1 .Концептуальные  подходы к исследованию инноваций

 

В научной и учебной  литературе приводятся различные определения  понятия «инновация», или «нововведение»:1

  • превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
  • результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;
  • результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
  • новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:

  • новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
  • новый, более эффективный метод производства известной продукции;
  • открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
  • открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
  • реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.

Й. Шумпетер отождествлял нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т. е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся - знаний, материальных, финансовых и других ресурсов. Причем результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.).

Идея, предложение, проект, результат  исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И  только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или  нововведениями.

Выделяются три составляющих нововведения:

  • потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функция или набор функций, которые нужно выполнить;
  • концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т. е. новая идея;
  • компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.

В зависимости от характера  концепции, на которой основано нововведение, различают:

  • инновации с технологической доминантой, изменяющие физические свойства товара на уровне производства, применения нового компонента или нового материала, создания принципиально новых продуктов, новых изделий, нового физического состояния или новых комплексных систем. Они возникают в результате применения точных наук в производственной практике и рождаются в научных организациях и подразделениях НИОКР (табл. 1.1);
  • нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, касающиеся в основном вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги (табл. 1.2).

Таблица 1.1 - Инновации с  технологической доминантой2

Инновация

Пример

Изменение физических свойств продукта на уровне производства

Применение нового компонента Применение нового материала

Создание принципиально  новых продуктов

Создание новых изделий

Создание нового физического  состояния

Создание новых комплексных  систем

Создание сплавов и  припоев на основе олова

Стальной корд в покрышках

Пенополиуретан

Композиционные материалы

Цифровой телевизор

Растворимый кофе

Скоростной поезд


 

Таблица 1.2 - Инновации с  коммерческой или маркетинговой  доминантой

Инновация

Пример

Новое средство платежа

Новая презентация товара

Новая форма торговли

 

Новый вид рекламы

Новое применение известного товара

Новый способ продаж

Кредитная карточка

Карманное издание книги (покет)

Cash&Carry (например, склад-магазин Monarch)

Плакаты на автобусных остановках

Шампунь «2 в 1», «3 в 1»

Телемаркетинг, интернет-магазин


Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и  ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.

Граница между этими формами  инноваций размыта, и технологические  нововведения часто приводят к нововведениям  коммерческим. Например, прогресс в  обработке информации позволил разработать  систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества  способствуют внедрению технологических  нововведений. Так, распространение  идеи самообслуживания повлекло за собой  создание торговых автоматов.

Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций3 :

  • в продуктах или услугах;
  • рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);
  • различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

Понятие «инновация» тесно  связано с понятиями «изменения»  и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных  изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом  и направлением, длительностью и  скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако известный философ  Б. Рассел считает, что «изменение - это одно, а прогресс - это другое. "Изменение" - понятие научное, а "прогресс" - этическое. Изменение  бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора». Таким  образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой  технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации  бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности  через банковский кредит).

Информация о работе Инновации и ее конкурентоспособность