Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретическихоснов инноваций и влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность фирм. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: уточнить сущность инновационной деятельности как экономической категории, через систематизацию концепций, гипотез и теорий, а также дать критическую оценку объектных и процессных подходов к ее определению; выявить основные направления институционального обеспечения инновационной деятельности в России; определить роль регулирования инновационной деятельности; разработать и обосновать экономические закономерности взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности фирм; выявить особенности воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирм.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 .Концептуальные подходы к исследованию инноваций
6
1.2.Классификация и виды инноваций
10
1.3. Инновации как основа формирования инновационной деятельности
1.4. Воздействие инновационной деятельности на рост конкурентоспособности фирмы
14
19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РОСТА ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ
2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм
23
2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность российских фирм
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики. Уменьшилось влияние науки на общество в целом и на образование в частности. Тиражи научно-популярных изданий снизились в сотни раз. Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI) не превышает 3%, что в 10 раз ниже, чем в США. В большой степени растрачен кадровый потенциал, возник острый дефицит молодёжи в науке. Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия учёного является престижной в оценках только 9% жителей страны.
В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 г. профессия ученого была самой престижной – 51 % населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25 % - весьма престижной и 20 % - престижной. Доля ВУЗов, выполняющих исследования и разработки, составила в 2007 году 12,6 %. С 1990 по 2010 гг. число ВУЗов, занятых исследованиями и разработками, увеличилось лишь на 10,4 %. В настоящее время научную деятельность ведут только 45% российских вузов.13 В СССР в 1991 году было подано 190 тысяч заявок на изобретения, в настоящее время эта цифра сократилась до 22 тысяч.14
По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20 тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным контрактам.15 Хотя это составляет около 5-6% кадровой численности научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства (90 %) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда учёных на родине. В начале 2007 года средняя начисленная заработная плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 8725 руб. (около $300), что примерно в 3-4 раза ниже, чем пороговая величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции научных кадров из России. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 2000-2010 гг. снизилась на 56,8 % (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек).16 Деградация научного потенциала страны приводит к тому, что Россия остаётся единственной крупной страной в мире с сокращающейся численностью учёных.
Всё это является причиной того, что
уровень инновационной
Основной методологической проблемой
перехода к инновационному развитию
специалисты называют отсутствие единого
понимания, что такое «инновация»
и «инновационный путь развития», нет
соответствующей меры инновационности.
Отсутствует единство в выборе путей
и средств обеспечения
В том виде, в котором сегодня
существует НИС, призванная обеспечивать
повышение
Ключевой проблемой, мешающей динамичному развитию российских фирм в инновационном направлении, является отсутствие грамотных специалистов по управлению проектами. Состояние системы образования явно не соответствует требованиям перевода страны на инновационный курс развития. В системе школьного образовании навязывание ЕГЭ может привести к падению творческого, созидательного потенциала страны. За последние годы сильно разрушена система начального и среднего технического образования, не лучше обстоят дела и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям. В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т. д. плодотворно скажутся на всей системе образования. Однако в этих шагах не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.19
На основе опросов предпринимателей (Росстат, 2010 г.) был составлен рейтинг факторов, препятствующих инновационной активности российских предприятий (рис.3.2).20 Независимо от того, занимаются ли предприятия инновациями или не занимаются, им более всего мешают недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, отсутствие господдержки и экономические риски, связанные с инновациями. Примечательно, что такие факторы, как спрос, инфраструктура, проблемы с интеллектуальной собственностью и кооперация, редко оцениваются предпринимателями как важные или решающие, хотя именно на эти барьеры ориентируются многие меры современной государственной инновационной политики.
Для инновационной сферы России до сих пор характерны: низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики; дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки; низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования; неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Рисунок 3.2. Оценка предприятиями факторов, препятствующих инновациям: в процентах от числа ответивших, оценивших фактор как «значительный» и «решающий» среди инновационно активных и инновационно пассивных групп предприятий
В последние годы в России уделяется
большое внимание разработке новых
форм и методов государственного
регулирования, включая финансирование
науки и инноваций через
2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность российских фирм
Сегодня инновации становятся
одним из основных экономических
ресурсов, определяющим конкурентоспособность
предприятия. На уровень конкурентоспособности
предприятия важнейшее
В условиях рыночных отношений
конкурентоспособность
В 2010 г. ассоциацией менеджеров совместно с консалтинговой компанией Accenture провела широкомасштабное исследование «Управление ростом и конкурентоспособностью российских компаний», в котором приняли участие более 300 российских топ-менеджеров. Это исследование ответило на ряд актуальных вопросов связанных с инновациями и конкурентоспособностью предприятий.
Конкурентоспособность.
1. Основными движущими
силами, определяющими
2. Главным средством роста
конкурентоспособности
3. Эффективное управление
финансовыми ресурсами
4. Управление качеством
продукции на системном уровне
приобретает всё большую
Инновации.
1. Вопрос эффективности
инновационной политики
2. Службы маркетинга и продаж, а не НИОКР являются вторым по значимости инициатором инноваций.
Сегодня более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить свой сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.
Инновация является наивысшей точкой работы со знанием: инновация требует информации, идей, познавательных способностей и творчества больше, чем любое другое дело.
Инновации, внедряемые на предприятиях, в основном, направлены на следующие экономические, финансовые и производственные аспекты деятельности:
‑ замену снятой с производства продукции;
‑ расширение ассортимента продукции;
‑ сохранение традиционных рынков сбыта;
‑ создание новых рынков сбыта;
‑ сокращение затрат на заработную плату;
‑ сокращение материальных затрат;
‑ сокращение энергозатрат;
‑ обеспечение соответствия современным стандартам;
‑ улучшение качества продукции;
‑ снижение загрязнения окружающей среды;
‑ повышение гибкости производства;
В настоящее время внешняя
среда для организации стала
более однородной по напряженности
конкурентных отношений. Если ранее
конкурентоспособность
Согласно традиционному взгляду, собственно свойство конкурентоспособности состоит из двух главных частей: адаптивности и инновационности.
Адаптивность организации ‑ это ее способность приспосабливаться к изменениям внешней среды. А инновационность‑ умение обновляться, перестраивать внутриорганизационные процессы для достижения ритмичности, технологичности, минимальной себестоимости продукции. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, а реализация этих процессов должна проводиться с минимальными затратами.
Адаптивность не мыслима
без возможностей технической базы
(технологического оборудования) предприятия
производить разнообразные