Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретическихоснов инноваций и влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность фирм. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: уточнить сущность инновационной деятельности как экономической категории, через систематизацию концепций, гипотез и теорий, а также дать критическую оценку объектных и процессных подходов к ее определению; выявить основные направления институционального обеспечения инновационной деятельности в России; определить роль регулирования инновационной деятельности; разработать и обосновать экономические закономерности взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности фирм; выявить особенности воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирм.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 .Концептуальные подходы к исследованию инноваций
6
1.2.Классификация и виды инноваций
10
1.3. Инновации как основа формирования инновационной деятельности
1.4. Воздействие инновационной деятельности на рост конкурентоспособности фирмы
14
19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РОСТА ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ
2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм
23
2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность российских фирм
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В первой части я показала, что представляют из себя инновации. Были даны понятия инновации разных авторов.
1.2 Классификация и виды инноваций
Исследуемое понятие можно классифицировать по множеству признаков. Здесь приведены, по моему мнению, классификации по наиболее важным из них.
I. По функциональному
назначению и области
Промышленные:
Организационно управленческие инновации связаны с процессом управления и оптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения.
По виду работ они подразделяются на:
По характеру функции они подразделяются на:
II. По степени значимости
в экономическом развитии
III. В зависимости от глубины вносимых изменений:
IV. По охватываемому объему:
V. По уровню распространенности:
VI. По причинам возникновения:
VII. По отношению к идеям, лежащим в основе существующих прототипов:
VIII. По степени новизны:
IX. Классификация Г. Менша:
X. И наконец, по назначению, инновации делятся на:
Столь широкая классификация инноваций подтверждает многообразие и неоднозначный характер инноваций, следовательно, формы их организации, масштабы и способы взаимодействия на инновационную деятельность тоже отличается многообразием.
В данной части мною была рассмотрена классификация инноваций.
1.3. Инновации
как основа формирования
Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации - ее влияние на внешнюю среду.
Инновации создают и потенциал
действия. Появление и широкое
применение компьютеров в разных
сферах деятельности коренным образом
изменило рабочие процессы и быт
людей. Более того, всеобщая компьютеризация
и развитие сетей передачи информации
явились одним из решающих признаков
(факторов) перехода человечества к
постиндустриальному
Инновации повсеместно принято рассматривать в качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя новую технологию (Т), новые приложения в форме новых товаров и услуг (А), формирования новых рынков (М) и/или введения новых организационных форм (О), что отражено в аббревиатуре ТАМО, мы увеличиваем итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность. Разрабатывая новые виды бизнеса, мы создаем дополнительные источники потока наличных денежных средств и, следовательно, увеличиваем стоимость акций. Создавая ценность для заинтересованных лиц, мы можем увеличивать поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов, делая замкнутой «петлю взаимного усиления» (Рис. 2 Приложение 2).
Логика указанного кругооборота
вполне понятна и в настоящее
время признается всеми как основание
для роста. Результатом стало
увеличивающееся число
Все большие инновационные усилия привели к возникновению давления на разработчиков с целью сокращения общего времени цикла работы над новой продукцией. В результате время сократилось в отдельных случаях более чем наполовину по сравнению с тем, которое требовалось на подобные же работы всего несколько лет назад (SmithandReinertsen, 1998). Однако для этого требуются дополнительные ресурсы, что приводит в конце концов к снижению дохода. Результатом стала ситуация, названная «эффектом Красной королевы» - персонажа повести «Алиса в стране чудес», которая говорила: «Здесь, чтобы остаться на прежнем месте, надо бежать изо всех сил». Подобная ситуация похожа на гонку вооружений между США и СССР в 1950-х и 1960-х годах. Но, как и в гонке вооружений, в конце концовпобедит тот, кто более умный, кто лучше понимает, что происходит на поле битвы, кто имеет лучшую технологию и лучшее оружие и имеет больше сил.
Такие компании, как Intel, ЗМ, Xerox и Microsoft, как создается впечатление, выигрывают больше сражений, чем другие. Они превосходят своих соперников не только потому, что у них более умные технологи и проектировщики, но и благодаря соответствующей комбинации стратегии, тактики действий на рынке, инновационных продуктов и других составляющих, а также в определенной степени и удаче. Выбор IBM операционной системы DOS был частично предопределен результатом мудро проведенных переговоров Билла Гейтса (BillGates), а частично и случаем. Однако просто удивительно, что некоторым компаниям постоянно везет намного больше, чем другим. Вместе с тем надо признать, что составной частью хорошего менеджмента является умение своевременно выявить возможности и соответствующим образом на них реагировать.
На основе многих примеров,
в том числе и приведенных
выше, можно усвоить важный урок,
заключающийся не только в том, что
инновация - все еще лучший способ
процветать в бизнесе, но и в том,
что одной инновации
Прежде чем начать обсуждение некоторых из наиболее важных признаков инноваций, нам следует более точно определить, что мы подразумеваем под этим словом. Снова обратившись к определению, мы определяем инновации как коммерциализацию чего-то нового, что может быть:
Τ - новой технологией;
А - новым приложением в форме новых товаров, услуг или процессов; Μ - новым рынком или рыночным сегментом;
О - новой организационной формой или новым подходом к менеджменту, а также комбинацией двух или более составляющих.
Таким образом, инновации могут быть описаны как явления, имеющие по крайней мере один из следующих аспектов:
• технологический;
• рыночного сегментирования
или группирования
• организационный.
Именно данные четыре аспекта
и определяют инновационную арену.
В пределах этой арены мы можем
позиционировать компании по комбинациям
их технологий, приложений, рынков и
организационных структур. Переход
от одной позиции к другой, уникальной
и новой, в этой арене является
инновацией и следствием ведения
компанией инновационной
Арена инноваций помогает
нам не только определять мир, который
мы должны рассмотреть при изучении
инноваций, но также определять масштабы
инновационной стратегии и
Несмотря на то что на рис. 3 ситуация выглядит так, будто указанные четыре координаты независимы друг от друга, мы должны понимать, что это не так, хотя, конечно, фактически чистой зависимости между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками, между рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, между внешними и внутренними организационными структурами и технологией нет. Тем не менее, эти четыре координаты зависят друг от друга, то есть, например, определенная технология имеет ограниченное число приложений. Таким образом, далеко не все точки в четырех координатном пространстве в равной мере достижимы. Например, существуют ограничения, делающие некоторые комбинации ТАМО более достижимыми, чем другие. А получение отдельных комбинаций вообще невозможно.