Инновации и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретическихоснов инноваций и влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность фирм. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: уточнить сущность инновационной деятельности как экономической категории, через систематизацию концепций, гипотез и теорий, а также дать критическую оценку объектных и процессных подходов к ее определению; выявить основные направления институционального обеспечения инновационной деятельности в России; определить роль регулирования инновационной деятельности; разработать и обосновать экономические закономерности взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности фирм; выявить особенности воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 .Концептуальные подходы к исследованию инноваций


6
1.2.Классификация и виды инноваций
10
1.3. Инновации как основа формирования инновационной деятельности
1.4. Воздействие инновационной деятельности на рост конкурентоспособности фирмы

14

19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РОСТА ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ
2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм



23
2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность российских фирм

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая влиян инновац деят-ти на конкур-сть рос фирм (2).docx

— 182.24 Кб (Скачать документ)

В первой части я показала, что представляют из себя инновации. Были даны понятия инновации разных авторов.

 

1.2 Классификация и виды инноваций

 

Исследуемое понятие можно  классифицировать по множеству признаков. Здесь приведены, по моему мнению, классификации по наиболее важным из них.

I. По функциональному  назначению и области применения  инновации можно классифицировать  по классам:

Промышленные:

  • Научно-технические (продуктовые) инновации (связаны с разработкой и производством продукции с новыми или улучшенными свойствами);
  • Технологические инновации (предназначенные для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в области научно-технического прогресса, автоматизации и компьютеризации).

Организационно управленческие инновации связаны с процессом  управления и оптимальной организации  производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения.

По виду работ они подразделяются на:

  • Научно исследовательские;
  • Производственные;
  • Сбытовые;
  • Логистические (транспортирование и снабжение);
  • Маркетинговые;

По характеру функции  они подразделяются на:

  • Экономические;
  • Информационные;
  • Социальные.

II. По степени значимости  в экономическом развитии инновации  подразделяются на:

  • Интегрирующие, которые являются результатом использования оптимального комплекса ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, систем, оборудования и т.п.);
  • Базисные, в основе которых лежат крупные научные достижения;
  • Совершенствующие, которые предлагают использование результатов прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на улучшение характеристик имеющихся товаров.

III. В зависимости от  глубины вносимых изменений:

  • Радикальные (принципиально новые);
  • Модернизационные (вносящие качественно новые изменения в продукт или существенно улучшающие его);
  • Модификационные (частично улучшающие продукт или дополняющие существующую товарную линию);

IV. По охватываемому объему:

  • Интернациональные (новые для отрасли в международном масштабе)
  • Национальные (новые для отрасли в стране);
  • Локальные (новые для конкретного предприятия);

V. По уровню распространенности:

  • Единичные;
  • Диффузные (распространение освоенных инноваций в новых условиях и местах применения);

VI. По причинам возникновения:

  • Реактивные (выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами)
  • Стратегические (направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).

VII. По отношению к идеям,  лежащим в основе существующих  прототипов:

  • Открывающие (без сопоставимых прототипов);
  • Замещающие (полностью заменяют существующие прототипы);
  • Отменяющие (использование приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
  • Возвратные (происходит возврат к новым видам, способам, методам);
  • Ретровведения (воспроизводятся старые формы на современной основе).

VIII. По степени новизны:

  • Абсолютная новизна (аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют);
  • Относительная новизна (определяются относительно выбранного признака или группы признаков - может быть частной (новыми являются отдельные элемента) или условной (новое сочетание известных элементов));
  • Стоимостная новизна (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже, чем у заменяемой);
  • Целесообразная (лучшие производительные или потребительские свойства).

IX. Классификация Г. Менша:

  • Базисные (которые создают основу для формирования новых отраслей или новых рынков);
  • Улучшающие (имеющие вторичный характер и повышающие эффективность использования базисных нововведений в производстве или расширяющие для них рынок);
  • Псевдонововведения (вносящие минимальные изменения в технологию).

X. И наконец, по назначению, инновации делятся на:

  • Обеспечивающие эффективность реализации;
  • Обеспечивающие эффективность производства;
  • Улучшающие условия труда;
  • Повышающие качество продукции.

Столь широкая классификация  инноваций подтверждает многообразие и неоднозначный характер инноваций, следовательно, формы их организации, масштабы и способы взаимодействия на инновационную деятельность тоже отличается многообразием.

В данной части мною была рассмотрена классификация инноваций.

 

1.3. Инновации   как основа формирования инновационной  деятельности

 

Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации - ее влияние на внешнюю среду.

Инновации создают и потенциал  действия. Появление и широкое  применение компьютеров в разных сферах деятельности коренным образом  изменило рабочие процессы и быт  людей. Более того, всеобщая компьютеризация  и развитие сетей передачи информации явились одним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к  постиндустриальному информационному  обществу, которое определяет дальнейшее его развитие.  Том Питерс в своей красноречивой и одновременно противоречивой работе обобщенно показал важность и основные признаки инноваций. В свою модель «круг инноваций» Питерс включил ряд аспектов. Кроме того, он перечислил ряд психологических или эмоциональных сторон инноваций (Рис. 1 Приложение 1).

Инновации повсеместно принято  рассматривать в качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя новую технологию (Т), новые приложения в форме новых  товаров и услуг (А), формирования новых рынков (М) и/или введения новых  организационных форм (О), что отражено в аббревиатуре ТАМО, мы увеличиваем  итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность. Разрабатывая новые виды бизнеса, мы создаем дополнительные источники потока наличных денежных средств и, следовательно, увеличиваем стоимость акций. Создавая ценность для заинтересованных лиц, мы можем увеличивать поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов, делая замкнутой «петлю взаимного усиления» (Рис. 2 Приложение 2).

Логика указанного кругооборота вполне понятна и в настоящее  время признается всеми как основание  для роста. Результатом стало  увеличивающееся число компаний, вкладывающих капитал в разработку новой продукции или новых  видов бизнеса. Однако это также  привело к появлению так называемого  «инновационного парадокса», который  заключается в том, что, когда  каждый участник применяет один и  тот же тип стратегии, результатом  становится утрата эффективности и, соответственно, привлекательности.

Все большие инновационные  усилия привели к возникновению  давления на разработчиков с целью  сокращения общего времени цикла  работы над новой продукцией. В  результате время сократилось в  отдельных случаях более чем  наполовину по сравнению с тем, которое  требовалось на подобные же работы всего несколько лет назад (SmithandReinertsen, 1998). Однако для этого требуются дополнительные ресурсы, что приводит в конце концов к снижению дохода. Результатом стала ситуация, названная «эффектом Красной королевы» - персонажа повести «Алиса в стране чудес», которая говорила: «Здесь, чтобы остаться на прежнем месте, надо бежать изо всех сил». Подобная ситуация похожа на гонку вооружений между США и СССР в 1950-х и 1960-х годах. Но, как и в гонке вооружений, в конце концовпобедит тот, кто более умный, кто лучше понимает, что происходит на поле битвы, кто имеет лучшую технологию и лучшее оружие и имеет больше сил.

Такие компании, как Intel, ЗМ, Xerox и Microsoft, как создается впечатление, выигрывают больше сражений, чем другие. Они превосходят своих соперников не только потому, что у них более умные технологи и проектировщики, но и благодаря соответствующей комбинации стратегии, тактики действий на рынке, инновационных продуктов и других составляющих, а также в определенной степени и удаче. Выбор IBM операционной системы DOS был частично предопределен результатом мудро проведенных переговоров Билла Гейтса (BillGates), а частично и случаем. Однако просто удивительно, что некоторым компаниям постоянно везет намного больше, чем другим. Вместе с тем надо признать, что составной частью хорошего менеджмента является умение своевременно выявить возможности и соответствующим образом на них реагировать.

На основе многих примеров, в том числе и приведенных  выше, можно усвоить важный урок, заключающийся не только в том, что  инновация - все еще лучший способ процветать в бизнесе, но и в том, что одной инновации недостаточно. Вы также должны быть более умными, чем ваши соперники, и понимать, что  происходит на поле битвы, лучше, чем  они. Особенно важно то, что вы должны не только лучше их понимать ситуацию в бизнесе, но также, что еще важнее, более глубоко вникать в сущность инновационных процессов.

Прежде чем начать обсуждение некоторых из наиболее важных признаков  инноваций, нам следует более  точно определить, что мы подразумеваем  под этим словом. Снова обратившись  к определению, мы определяем инновации  как коммерциализацию чего-то нового, что может быть:

Τ - новой технологией;

А - новым приложением  в форме новых товаров, услуг  или процессов; Μ - новым рынком или  рыночным сегментом;

О - новой организационной  формой или новым подходом к менеджменту, а также комбинацией двух или  более составляющих.

Таким образом, инновации  могут быть описаны как явления, имеющие по крайней мере один из следующих аспектов:

• технологический;

  • прикладной;

• рыночного сегментирования  или группирования потребителей;

• организационный.

Именно данные четыре аспекта  и определяют инновационную арену. В пределах этой арены мы можем  позиционировать компании по комбинациям  их технологий, приложений, рынков и  организационных структур. Переход  от одной позиции к другой, уникальной и новой, в этой арене является инновацией и следствием ведения  компанией инновационной деятельности. Если мы рассматриваем последовательность указанного перехода компании во времени, то получаем траекторию инновации. Мы можем изображать как прошлую  траекторию, так и планировать  ее на будущее. Процесс изменения  положения на траектории может быть идентифицирован как инновационный. Указанная динамика показана на (Рис. 3Приложение 3).

Арена инноваций помогает нам не только определять мир, который  мы должны рассмотреть при изучении инноваций, но также определять масштабы инновационной стратегии и действия.

Несмотря на то что на рис. 3 ситуация выглядит так, будто указанные четыре координаты независимы друг от друга, мы должны понимать, что это не так, хотя, конечно, фактически чистой зависимости между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками, между рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, между внешними и внутренними организационными структурами и технологией нет. Тем не менее, эти четыре координаты зависят друг от друга, то есть, например, определенная технология имеет ограниченное число приложений. Таким образом, далеко не все точки в четырех координатном пространстве в равной мере достижимы. Например, существуют ограничения, делающие некоторые комбинации ТАМО более достижимыми, чем другие. А получение отдельных комбинаций вообще невозможно.

Информация о работе Инновации и ее конкурентоспособность