Инновации и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретическихоснов инноваций и влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность фирм. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: уточнить сущность инновационной деятельности как экономической категории, через систематизацию концепций, гипотез и теорий, а также дать критическую оценку объектных и процессных подходов к ее определению; выявить основные направления институционального обеспечения инновационной деятельности в России; определить роль регулирования инновационной деятельности; разработать и обосновать экономические закономерности взаимодействия инновационной деятельности и конкурентоспособности фирм; выявить особенности воздействия инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 .Концептуальные подходы к исследованию инноваций


6
1.2.Классификация и виды инноваций
10
1.3. Инновации как основа формирования инновационной деятельности
1.4. Воздействие инновационной деятельности на рост конкурентоспособности фирмы

14

19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РОСТА ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ
2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм



23
2.2.Основные направления влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность российских фирм

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая влиян инновац деят-ти на конкур-сть рос фирм (2).docx

— 182.24 Кб (Скачать документ)

Приведенный выше пример показывает, как технология, применение, рыночные и организационные достижения связаны  друг с другом.

Инновация может быть результатом  внедрения новой технологии, использования  нового приложения, разработки новых  рынков и/или применения новых организационных  форм. В большинстве случаев это  комбинация множества факторов, которые вводятся частично одновременно, частично последовательно. Из-за существования взаимодействий между факторами системы непрерывно изменяются, следуя по типичной для данного случая траектории. Если выразить данную идею кратко, инновация - не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших событий. Поэтому при анализе инновации трудно указать точный момент, когда инновация возникла, или указать единственную причину инновации. Таким образом, для понимания сущности процесса разработки нового бизнеса мы не можем изучать различные основы, участвующие организации и заинтересованных лиц отдельно, а должны анализировать ситуацию во всей ее полноте.

Инновации имеют две основные особенности4:

■ новизну применения данной потребительской стоимости для  удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);

■ новизну научной идеи или технического решения, лежащую  в основе нововведения.

Рыночная новизна рассматривается  в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле, или  абсолютной рыночной новизной, обладает товар, который отличается от любых  других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной  новизной, обладает товар для какой-то части своих потребителей. При  этом несущественно, когда инновация  в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна - это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а  не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.

Для производителя степень  научно-технической новизны имеет  важное значение: первенство позволяет монополизировать право на идею с помощью патентов и секретов производства. Монопольное право производителя в сочетании с исключительными свойствами товара, которые обеспечивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними изделиями, позволяют фирме на определенный период сохранить устойчивое экономическое положение5.

 

1.4. Воздействие инноваций на рост конкурентоспособности фирмы

 

Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Конкуренция  и конкурентная борьба предприятий  являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми  категориями в общей схеме  категорий рыночного хозяйства.

Конкуренция (от лат.сoncurentia - состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Про наиболее успешных поставщиков и покупателей говорят, что они обладают конкурентными преимуществами. Конкурентоспособность включает умения добычи и использования таких конкурентных преимуществ. Именно инновационная деятельность обеспечивает конкурентоспособность отдельных организаций.

Главная предпосылка инновационной  деятельности предприятия состоит  в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к  прогрессу, а также учитывать  ошибки, неудачи и просчеты. Для  этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать  рынок и каналы распределения. Иными  словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим  сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это  сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия  к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной  идее, как осознание того, что  производимый продукт уже в ближайшем  будущем окажется устаревшим.

Увидеть значение инновационной  деятельности для предприятий понятней всего представляется в рассмотрении естественного процесса развития рынка.

Сначала на ранних стадиях  ненасыщенного рынка прибыль  компании (формирование первичного капитала) является одновременно единственной целью  и ценностью для бизнеса. Прибыль  в это время есть исходный и  самый главный дефицит для  компании, предмет пристального внимания финансового менеджмента (собственно, единственного для того времени  вида управления).

Однако, по мере насыщения  рынка, когда спрос начинает превышать  предложение, возникает новый дефицит - платежеспособный покупательский спрос. Теперь Покупатель как источник денег становится для компании дороже самих денег. Удержание старых покупателей и привлечение новых - это теперь ключевые проблемы управления.

Дальнейшее обострение конкурентной борьбы за покупателя еще больше обостряет  проблему обеспечения его лояльности (т.е.приверженность покупателя одной марке). Ротация клиентов оборачивается для компании значительными коммерческими затратами на привлечение новых покупателей взамен потерянных старых. Борьба за удовлетворенность Покупателей как ключевого фактора обеспечения их лояльности неизбежно, в очередной раз, изменяет систему ценностей компании.

Качество (конкурентоспособность) компании становится основой обеспечения  лояльности ее Покупателей. Теперь качество выступает источником источника прибыли. Это новая системообразующая ценность для компании, определяющая ключевые компоненты ее стоимости: прибыль, динамику развития, устойчивость. При этом система менеджмента качества становится, соответственно, новой парадигмой насыщенного рынка. Ее главная концептуальная идея - постоянные улучшения процессов деятельности с целью повышения способности компании качественно удовлетворять потребности Заказчиков.

Интеграция в мировую  экономику (глобализация) существенно  расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компании конкурировать  с лидерами мирового рынка. В этих условиях главной проблемой компаний и основной задачей их руководства  становится обеспечение устойчивого  роста. Для этого в условиях такой  мощной конкуренции совсем не достаточно постоянного совершенствования  деятельности. Для лидеров рынка  стоит задача выиграть, а не проиграть. Решить ее можно только постоянными  инновационными прорывами, обеспечивающими  поддержание высокого темпа развития. Инновационный менеджмент, основанный на знаниях,  - это парадигма управления XXI века, ответ на вызов современного рынка Покупателя. Теперь это источник источника прибыли.

Таким образом, можно выявить что инновации являются источником обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста для предприятий. Помимо этого они являются источником экономии производственных затрат и качества продукции (пусть это будут четыре основных значения инноваций для предприятий). Другими словами, любая организация без постоянного внедрения инноваций имеет довольно сомнительные шансы на выживание. Зарубежными специалистами установлена тесная связь между склонностью фирм к нововведениям (и высокому качеству) и их успехом в торговле: возврат (окупаемость) вложенных средств у предприятия с более высоким качеством по сравнению с предприятиями с низким качеством выше в 2.7 раза, а прибыль - в 2.4 раза. Предприятия с лучшим качеством продукции достигают среднего возврата средств в 32% и прибыли - в 13%. Предприятия с низким качеством имеют в среднем возврат средств 12%, а прибыль - 5%. На современном рынке успех будут иметь те предприятия, которые предложат инновационные изделия с высоким качеством, будут более гибко удовлетворять потребности настоящих и будущих заказчиков одновременно, сократят до минимума свои затраты на изготовление продукции. 
II.СПЕЦИФИКА РОСТА ИННОВАЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ

 

2.1. Состояние и проблемы роста инновационности и конкурентоспособности российских фирм

 

Современные тенденции развития инновационной  деятельности в России далеко не в  полной мере отвечают ожиданиям, связанным  с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого  роста, повышением конкурентоспособности  продукции и качества жизни населения. Пока нет оснований говорить о  технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов  исследований и разработок. Восприимчивость  бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.

Несмотря на последовательные и  убедительные призывы руководства  страны к переходу на инновационный  курс развития, Россия продолжает далеко отставать от развитых стран. По данным Всемирного банка по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в            2004 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. И в последние годы наша страна переместилась во вторую сотню.6

На практике инновации пока слабо  влияют на экономику. В свою очередь, макроэкономическая ситуация и институциональная  среда сдерживают инновационную  активность предприятий. Ее низкий уровень  характерен для всех видов экономической  деятельности – промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, – как и для  всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых.

По состоянию на 2011 г. 10,8 % промышленных предприятий осуществляли инновации всех типов, в том числе 9,4 % - технологические инновации. В конце 90-х гг. таких предприятий было 60-70 %. Удельный вес инновационной продукции промышленных предприятий России в 2009 году составил 4,6 %.7

Приоритеты инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно  смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону  его внедренческих стадий: для  большинства предприятий инновации  начинаются и заканчиваются закупкой оборудования (рис. 3.1). В долгосрочной перспективе такая динамика может привести к снижению качества и уровня нововведений и в конечном итоге к замедлению темпов инновационной активности. Эти тенденции наблюдаются в экономике с 2000 г. Рост заметен только для тех видов инноваций, которые непосредственно связаны с внедрением: приобретение оборудования, производственное проектирование, технологическая подготовка производства и др.

2009 год      2010 год  

Рисунок 3.1. Структура промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, по видам инновационной деятельности

Предприятия почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций закупки овеществленных технологий, т.е. машин и оборудования. Их мотивы связаны, как правило, со стремлением в кратчайшие сроки обновить материально-техническую базу, повысить технологический уровень производства, что, впрочем, оправдано как самой природой инновационных процессов, требующих постоянной модернизации производственного аппарата, так и нынешней экономической ситуацией в стране. Она «провоцирует» стремление к быстрой окупаемости вложенных средств и препятствует долгосрочным инвестициям в неовеществленные технологии в виде патентов, результатов ИИР и др.

Наиболее инерционная динамика среди всех видов инновационной  деятельности характерна именно для ИИР. Создание инновационных заделов перестало быть приоритетом для предприятий. Исключение составляют высокотехнологичные сектора, где собственные исследования ведут более 50 % организаций. Примерно такая же ситуация и с затратами на ИИР: в 2010 г. их удельный вес в общем объеме затрат на технологические инновации составил 18,6 % (в полтора раза ниже уровня  2000 г.), а в высокотехнологичных секторах – 47,9 % .

Сложившиеся тенденции негативно  влияют на инновационный процесс, ведут  к деградации научно-технической  базы промышленности, утрате предприятиями  самостоятельности в создании нововведений, потере преимуществ в производстве принципиально новой продукции.

Низкая в целом результативность инноваций заметно ослабляет  конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках. Доля инновационных  товаров, работ и услуг в экспорте 2010 г. составила всего 7,9 %. Доля России в мировом объёме торговли гражданской наукоёмкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 – 0,5 % (для сравнения: доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %, Китая – 6 %).8 Доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4%-5 %, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4 %, Южной Кореи – 38,4 %, Венгрии – 25,2 %.9

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Отечественная наука отличается слабой инновационной ориентацией, что  проявляется в снижающейся результативности деятельности научных организаций, их финансово-экономической неустойчивости и создаёт угрозу национальной безопасности России. Сокращение доли ассигнований на финансирование фундаментальной науки (одного из важнейших условий инновационного развития) не только не приостановлено, но и продолжает нарастать. В 1998 г. на финансирование фундаментальной науки направлялось 2,6 % расходов федерального бюджета, в 2005 г. – 2 %, в      2010 г. – 0,9 %. За период 1998–2010 гг. в абсолютных показателях расходы на госбезопасность увеличились на 450%, расходы на оборону – на 250%, расходы на фундаментальную науку – всего на 20%10. Интенсивность НИОКР в 2010 году составила 1,24 % затрат от ВВП.11 У ведущих стран Запада этот показатель находится на уровне 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5–4,5% ВВП.12

Информация о работе Инновации и ее конкурентоспособность