Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование влияния инноваций на поведение сотрудников. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты инновации и ознакомиться с понятиями, связанными с ней
2. Выявить возможности и ограничения инновационного поведения в организации
3. Исследовать методы поддержки руководителя инновационного поведения в торговой организации
Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность понятия: «Инновационное поведение»………………………….4
2 Влияние инноваций на организационное поведение……………………….10
3 Методы поддержки руководителя инновационного поведения в торговой организации……………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой
техники, новых
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации
производства и его
5. Появление новых рынков сбыта [6].
Итак, в данной части работы,
я выяснила, что инновационный
процесс представляет собой подготовку
и осуществление инновационных
изменений и складывается из взаимосвязанных
фаз, образующих единое, комплексное
целое. В результате этого процесса
появляется реализованное, использованное
изменение - инновация, позволяющая
удовлетворять растущие потребности
населения и являющаяся необходимым
средством для поддержания
2 Влияние инноваций на организационное поведение
Инновации являются необходимым
и неизбежным процессом в любой
организации, и непременно влекут за
собой определенные изменения во
внутренней среде организации. Наиболее
простую схему компонентов
Руководители наверняка
часто задаются вопросами: «Как организация
отнесется к нововведению?», «Как
сделать организацию
Итак, я уже слегка коснулась вопроса о том, как инновации могут повлиять на поведение сотрудников организации. Далее разберемся более подробно в этом вопросе.
В инновационный период сотрудники
организации могут стать не только
сторонниками инновации, но и ее противниками.
Отсюда возникают два возможных
сценария поведения работников в
период нововведений: это восприятие
(одобрение) инновации и сопротивление
инновации. И первая, и вторая позиция
в отношении инновации
Сторонники инновации
видят для себя в этом процессе
положительные, и не стоит скрывать,
выгодные стороны. Во-первых, стоит
вспомнить о такой важной особенности
человека, как стремление к творчеству.
Обычно сотрудник желает оказаться
в такой ситуации, когда от него
ждут творческой работы, ведь зачастую
работник находится в системе, заставляющей
следовать административным распоряжениям.
И именно в инновационный период
появляется возможность реализации
своих новаторских идей, к тому
же в условиях этого процесса, когда
руководство предприятия будет
оказывать поддержку и
Конечно же, это далеко не
все причины, обуславливающие восприятие
инновации сотрудниками, существует
еще и ряд других причин, но связанных
уже с личными амбициями
Противоположным восприятию является процесс сопротивления инновациям.
Под сопротивлением нововведениям понимается любое поведение члена организации, направленное на срыв и дискредитацию осуществляемых преобразований. Данный феномен является прямым следствием фактора неопределенности, заключающегося в новшестве и воспринимаемого определенной частью индивидов как угрозу их стабильному положению в рамках существующей социальной системы. Такая форма поведения работников имеет ряд причин. Первая из них заключается в активизации психологических механизмов человека. Одним из таких видов психологических охранительных механизмов, активизирующихся при встрече с незнакомым и новым, являются стереотипы. В сознании и поведении руководителей и сотрудников сложился целый набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию новшеств. Формы этих стереотипов таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны общественного мнения. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций на тему: «Да, но...». Эти вариации были проанализированы А.И.Пригожиным.
А вот некоторые из них.
«Это у нас уже есть». Приводится пример, в некоторых чертах схожий с предлагаемым новшеством. Предлагающей стороне приходится доказывать значимость различий между своим объектом и имеющимся в организации.
«Это у нас не получится». При этом приводится целый список факторов, которые не позволяют даже надеяться на успешное внедрение новшества.
«Это не решает наших главных проблем». Поскольку на главные проблемы может быть несколько точек зрения, то и новшество может быть оценено как не адекватное проблемам организации.
«Это требует доработки». Предложение оценивается как «сырое» и отклоняется.
«Здесь не все равноценно». Один из очень древних и проверенных способов полемики, при котором от новшества отделяют некоторые существенные моменты, без которых оно теряет всякий смысл.
«Есть и другие предложения». Предлагающая сторона ставится в заведомо невыгодные условия конкуренции с другими инициаторами новшеств и вынуждена пойти на выяснение отношений с ними.
На многих приватизированных предприятиях распространен следующий стереотип, в потенциале ведущей к относительной пассивности работников: «Мы теперь не хозяева на предприятии. Хозяева пусть и решают, что делать дальше». Такой стереотип восприятия разделяет коллектив работников на, как минимум, две части: мы и они, лишает тех, кто относит себя к «мы», части активности и ответственности за свое дело. И, по-видимому, потребуются значительные усилия, чтобы его преодолеть [7].
Чтобы понять следующую причину,
по которой люди с определенными
трудностями принимают
Принципиальное решение
данной проблемы может быть достигнуто
посредством превращения самих
изменений в необходимый
Многие давно работающие на приватизированных предприятиях работники помнят лучшие времена, помнят свое разочарование от части более ранних изменений и не готовы участвовать в еще каких-то изменениях, которые потенциально могут ухудшить их положение. Единственное, что могло бы помочь им в изменении отношения к изменениям - отчетливая картина «светлого будущего», которая требует усилий всех работников и объединяет их интересы с интересами менеджмента и собственников [13].
Сама проблема принятия изменений является данью нашему времени, для которого характерен их нарастающий темп. Вполне логичной может быть и обратная проблема - психологического принятия однообразных условий. Она может стать достаточно острой для такого исторического этапа, где привычно высокий темп изменений внезапно замедлился или остановился по тем или иным причинам.
Не менее важной причиной
сопротивления изменениям является
организационная (корпоративная) культура,
понимаемая как совокупность образцов
поведения и взаимодействия, характерная
для конкретной общности людей. Принято
считать, что культура в целом
и организационная культура в
частности выполняет важнейшую
охранительную функцию, сохраняет
и транслирует стандартные