Институционализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Институционалисты широко используют социологию, соединяя ее с политэкономией и дополняя экономическую науку социологическими кате-гориями. Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепции.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание теории институцио-нальной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………........................2-3
1. Понятие и сущность институционализма:
1.1. Понятие института и его виды………………………………..4-8
1.2. Виды и функции социальных институтов……………….....8-12
2.Основные теории институциональной экономики:
2.1. Немецкая историческая школа………………………………13-20
2.2.Социально-психологический институционализм Т.Веблена…………………………………………………………..20-29
2.3. Дж. Гелбрейд и его вклад в институционализм………….…29-34
2.4.Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса…...34-37
2.5. Конъюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла…..……………...……………………………...37-41
2.6. Неоинституционализм……………………………………..41-49
3. Направление институционализма в России………………………….…50-54
Заключение…………………………………………………………………...55-57
Список используемой литерату-ры………………………………………….......58

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макро (6).doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)
justify">     Согласно  О. Уильямсону, индивид характеризуется  двумя поведенческими предпосылками: ограниченной рациональностью и оппортунизмом.

       Д. Норт отмечает, что институты  должны, во-первых, создавать стимулы к производительной деятельности, а во-вторых,  предоставлять индивидам необходимые для этого знания, формирующие мыслительные конструкции, при помощи которых индивиды принимают решения. Важны, не только стимулы, но и идеи, и идеология, а институты играют главную роль в их воплощении.

     Термин  «институционализм», который ввел в научный оборот У. Гамильтон, тесно связано с двумя понятиями: «институция», под которой понимают установление, обычай, порядок, принятый в обществе, и «институт» - закрепление обычаев и порядков в форме закона или утверждения. Разделение эти понятий весьма условно, поскольку в теориях институционалистов они имеют часто широкое и размытое содержание.

     Институционализм (с лат. Institution – обычай, наставление) – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX в. для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а так же для изучения социального контроля общества над экономикой. 

     1.2. Виды и функции социальных институтов

     Каждый  институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.

     Наиболее  полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С.Липсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

      1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как страна.

     2) Социализация – передача индивидам  установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования религии и др.

     3) Производство и распределение.  Обеспечиваются экономически - социальными институтами менеджмента и контроля – органы власти.

     4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

     Социальные  институты отличают товарищ от друга своими функциональными качествами:

     1) Экономическо-социальные институты  – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

     2) Политические институты – государства,  партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально – классовые структуры.

      3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

     4) Нормативно – ориентирующие –  механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их поставленная проблема –  придать поведению и мотивации  нравственную аргументацию, этическую  основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

     5) Нормативно-санкционирующие обеспечивают  общественно-социальную регуляцию  в юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

      6) Церемониально – символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

     Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.

     Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного  социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может появиться дисфункция.

     С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в дело, не направленное на достижение рациональной цели.

     Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает работать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

     Следовательно, социальные институты выполняют  в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе.

     Социальные  институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (" материальной") структуры, так и внутренней, содержательной.

     Внешне  социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

     Социальный  институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

     Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом.  
 

     2. Основные теории институциональной  экономики 

     2.1. Историческая школа Германии 

     Основоположниками и лидерами институционализма выступили американские ученые Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл. Их идеологическими предшественниками можно считать ученых исторической школы Германии, доказавших необходимость тщательного изучения экономического поведения людей, действующих под влиянием установившихся в обществе традиций, обычаев, правовых и нравственных норм.

     Бесспорным  основателем школы является Вильгельм  Рошер (1817 - 1894), профессор Геттингенского университета, который опубликовал  в 1843 году свои «Краткие основы курса  политической экономии с точки зрения исторического метода». В предисловии к этому маленькому произведению Рошер уже излагал руководящие идеи, которыми он вдохновлялся и которые он развивал потом в своих известных «Принципах политической экономии», появившихся первым изданием в 1854 году. Он задается тут лишь целью изложить экономическую историю. «Наша цель, - говорит он, - описание того, чего хотели и к чему стремились народы в экономической области; цели, которые они преследовали и достигли; основания, ради которых они преследовали и добивались их».

     Рошер ставит себе задачу просто дополнить  общепризнанную теорию историей экономических  событий и мнений. И действительно, в целом ряде последовательно  выходивших томов его «Принципов», к которым с каждым разом росли  симпатии образованного общества в Германии, Рошер ограничивается приложением к изложению классических доктрин ученых и плодотворных экскурсий в область экономических факторов и идей прошлого.

     В. Рошер придерживался тезиса, что невозможно создание универсальной экономической теории, поскольку разные страны находятся на разных этапах своего развития, полагая, что однотипные хозяйственные системы у разных народов никоим образом не могут существовать. Экономику следует рассматривать как часть национальной культуры - как хозяйственную культуру. Но Рошер в то же время был единственным представителем «старой исторической школы», уделявшим хотя бы небольшое внимание собственно экономической теории. Он внес вклад в «теорию ценности и распределения дохода».

     Рошер высказал идею, согласно которой в процессе хозяйственного развития меняется значимость (и, соответственно, доля в национальном продукте) отдельных факторов производства. На начальных этапах развития главную роль играет земля (природа), затем труд и, наконец, капитал. Таким образом, величина доли доходов владельцев капитала в национальном доходе отражает степень развитости национального хозяйства.

     Другой  немецкий профессор, представитель  исторической школы, Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), выступил в 1848 году с более широкими претензиями. В его книге «Политическая экономия настоящего и будущего» больше, чем у Рошера, обозначилась оппозиция классической экономии. Здесь история была представлена не только как средство оживить и усовершенствовать существующие теории, но и как орудие полного обновления науки. Гильдебранд ссылался на прогресс, который совершил исторический метод в науке о языке. Отныне политическая экономия должна была быть исключительно «наукой о законах экономического развития наций».

     Немного позже в программной статье нового, основанного им в 1863 году журнала «Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik» («Ежегодник по вопросам политической экономии и статистики») Гильдебранд идет еще дальше. Он оспаривает даже само существование естественных экономических законов, признаваемых классиками. Он упрекает Рошера в том, что последний допускает их существование. Гильдебранд, по-видимому, не замечал, что благодаря такому смелому утверждению он подкапывался под сам принцип всякой экономической науки и устранял всякое разумное основание у тех "законов развития", которые должны были, по его мнению, отныне образовать сущность ее.

Информация о работе Институционализм