Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:17, курсовая работа
Институционалисты широко используют социологию, соединяя ее с политэкономией и дополняя экономическую науку социологическими кате-гориями. Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепции.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание теории институцио-нальной экономики.
Введение…………………………………………………………........................2-3
1. Понятие и сущность институционализма:
1.1. Понятие института и его виды………………………………..4-8
1.2. Виды и функции социальных институтов……………….....8-12
2.Основные теории институциональной экономики:
2.1. Немецкая историческая школа………………………………13-20
2.2.Социально-психологический институционализм Т.Веблена…………………………………………………………..20-29
2.3. Дж. Гелбрейд и его вклад в институционализм………….…29-34
2.4.Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса…...34-37
2.5. Конъюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла…..……………...……………………………...37-41
2.6. Неоинституционализм……………………………………..41-49
3. Направление институционализма в России………………………….…50-54
Заключение…………………………………………………………………...55-57
Список используемой литерату-ры………………………………………….......58
Однако
при всем этом, Веблен не является действительным
противником капитализма. Он стоял по
сути дела на позициях защиты капитализма
и предлагал лишь его радикальное реформирование.
Главное острие вебленской критики было
направлено против интересов крупнейшей
буржуазии. Это объясняется тем, что Веблен
стоял на левом фланге западной экономической
мысли и был идеологом радикально настроенной
интеллигенции.
2.3.
Экономическая концепция Дж. Гелбрейта
Одним из самых ярких представителей современного институционализма является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт, автор книг "Новое индустриальное общество" и "Экономические теории и цели общества".
Дж. Гелбрейт развил концепцию "индустриального общества", сущность которой сводится к следующему:
Корпорация
рассматривается в качестве основы
организационной структуры
С именем Гэлбрейта связана разработка нескольких оригинальных теорий, в частности теории "уравновешивающих" сил, теории "общества изобилия", однако наибольший интерес представляет его "теория техноструктуры". Эта теория посвящена анализу роли в экономике общественной прослойки включающей ученых, конструкторов, технологов, финансовых специалистов, т.е. всех кто обеспечивает нормальную работу корпораций.
В центре концепции Дж. Гелбрейта стоит понятие "техноструктуры" — имеется в виду общественная прослойка, включающая ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам и т.д., т.е. всем специальностям, которые требуются для нормальной работы крупной корпорации, выпускающей десятки и сотни видов продукции.
Дж. Гелбрейт исходит из того, что лицо современного рынка определяется крупными корпорациями, выпускающими сложную технику — автомобили. самолеты, ракеты и спутник и др. Формирование новой модели продукта всякий раз требует научных изысканий и конструкторских разработок, создания новых технологий и материалов специализированного назначения.
Гэлбрейт делит цели техноструктуры на две группы:
защитные цели, преследующие прежде всего самосохранение техноструктуры, и положительные - преследующие упрочение и расширение власти.
Первая группа целей направлена на сведение к минимуму риска внешнего вмешательства в процесс принятия решений (со стороны владельцев капитала и кредиторов, рабочих - через профсоюзы, потребителей и правительства). Основным способом ограждения процесса принятия решений от внешних воздействий он считает обеспечение каждому определенного уровня доходов.
Главной
положительной целью
От начала изысканий до выпуска первых промышленных образцов обычно проходят годы. Поэтому необходимо не только тщательное изучение рынка, но и также прогнозирование спроса, цен на сырье и т.д. Все это—плод коллективной работы специалистов, которые только и могут определить, как и в каких размерах следует производить. И современное промышленное производство требует тоже специальной квалификации от управленцев. С другой стороны, номинальные владельцы таких корпораций — это тысячи акционеров. Мало кто из них может разобраться в специальных вопросах, которые решает техноструктура, и потому, о ее решениях акционеры не могут судить квалифицированно.
Из этих предпосылок Гелбрейт делает выводы:
.
в корпорациях реальной
. власть эта безлика, т.к. все решения вырабатываются коллективно, готовятся постепенно, а принимаются путем поэтапных и сложных согласований специальных вопросов между специалистами. Директора лишь координируют этот процесс;
.
техноструктура вынуждена
Только при этом условии можно загодя заключать контракты на научные и конструктивные разработки, поставку сырья и т. д.;
.
планирование требует
Техноструктура
формирует непрерывную и
.
стихийный рынок-с фигурой
.
техноструктура преследует
Цель техноструктуры в том, чтобы фирма имела прочные позиции на рынке.
Анализ и выводы Гелбрейта по вопросам структуры и управления корпорацией и планирующей системой опираются на выявления власти техноструктуры и институциональной власти корпораций. Гелбрейт первым среди экономистов обосновал тезис о замене власти рынка решениями менеджеров. Он пришел к выводу, что с появлением зрелой корпорации и планирующей системы изменились цели и характер их деятельности. Поскольку планирующая система рождала, по его мнению, новую "разумную цель общества", максимизация прибыли якобы уже не является необходимостью.
Вмешательство
государства, с точки зрения Гэлбрейта,
необходимо для решения главных
проблем американского
Наиболее важной задачей является эмансипация убеждений. По мнению Гэлбрейта, этот процесс уже начался среди молодежи и выражается в бунте против общепринятых стандартов, насаждающих культ потребления.
Следующий шаг реформы - эмансипация государства, которое причастно к проблеме неравенства двух систем и одновременно служит главным средством его устранения.
Эмансипация правительства необходима для того, чтобы обрести свободу от контроля плановой системы. Главной задачей правительства Гэлбрейт считает проведение мероприятий, способствующих улучшению условий развития рыночной системы и уменьшению ее эксплуатации плановой системой. Для этого рекомендуется провести регулирование цен, обеспечить гарантированный минимум дохода, поддержку организации рабочих профсоюзов, увеличить заработную плату, проводить льготную политику в обеспечении рыночной системы капиталом, новой техникой и т.д.
Такие отрасли, как здравоохранение, городское строительство, транспорт Гэлбрейт предлагает организовать на основе государственной структуры. Все это будет представлять собой новый социализм. Если старый социализм был идеологическим, то новый социализм, по мнению Гэлбрейта, результат обстоятельств.
Одновременно с мероприятиями по развитию рыночной системы предлагаются меры для реформы плановой системы: введение прогрессивного налогообложения с целью сокращения разрыва в доходах, мероприятия по стабилизации цен и заработной платы, межотраслевая координация, национализация крупных военных фирм, борьба с загрязнением среды, воды и т.д. Политика в отношении плановой системы, подчеркивает Гэлбрейт, состоит в том, чтобы дисциплинировать ее цели и поставить на службу общественным задачам.
В зрелой корпорации Гелбрейт увидел инструмент сохранения неравенства в обществе и фактор растущей неустойчивости экономической системы. События 70-х годов заставили пересмотреть не только возможности техноструктуры, но и искать средства оздоровления самой планирующей системы. Дж, Гелбрейт вынужден признать, что планирующая система при отсутствии государственного регулирования, как правило, нестабильна. Она подвержена спадам и депрессиям, которые не самоограничиваются, но могут приобрести кумулятивный характер. Реальную силу, способную задержать негативные процессы, Гелбрейт видит в государстве. Только с помощью независимого от корпораций государства возможно ослабить, по его мнению, воздействие негативных процессов и обеспечить дальнейшее развитие системы.
Таким
образом, экономическая концепция
Гелбрейта наиболее реалистично отражает
современное состояние и проблемы экономики
и предусматривает во многом действенные
меры для ее частичного оздоровления.
2.4.
Социально-правовой институционализм
Дж. Коммонса
Во
главе социально-правового
Для методологии Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной учеными новой исторической школы в Германии.
Системе экономических взглядов Джона Коммонса присущи две особенности:
1) считал основой экономического развития общества юридические отношения, правовые нормы. Следовательно, экономические институты (по Коммонсу) - это категории юридического порядка;
2) выражал интересы рабочей аристократии, т. е. только части "среднего класса".
Объектом исследования Коммонса являлись институты. К ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, тред-юнионы (профсоюзы), государство. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения.
Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения «коллективных институтов». А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
В своих исследованиях Коммонс соединял теорию предельной полезности с юридической концепцией в экономике. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Это несовершенство приводит к нечестной конкуренции. Решение этой проблемы он видел в использовании юридических законодательных органов государства.
Коммонс также утверждал, что экономические категории и институты, прежде всего, проявляются через их юридическое оформление. Он разработал "Теорию социальных конфликтов". Суть ее в следующем: общество состоит из профессиональных групп (рабочих, капиталистов, финансистов и т, д.). Они заключают между собой равноправные сделки на основе законодательных правил. В процессе взаимодействия эти группы вступают между собой в конфликт. Последние являются внутренним источником движения общества. Сделки включают три момента: