Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:17, курсовая работа
Институционалисты широко используют социологию, соединяя ее с политэкономией и дополняя экономическую науку социологическими кате-гориями. Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепции.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание теории институцио-нальной экономики.
Введение…………………………………………………………........................2-3
1. Понятие и сущность институционализма:
1.1. Понятие института и его виды………………………………..4-8
1.2. Виды и функции социальных институтов……………….....8-12
2.Основные теории институциональной экономики:
2.1. Немецкая историческая школа………………………………13-20
2.2.Социально-психологический институционализм Т.Веблена…………………………………………………………..20-29
2.3. Дж. Гелбрейд и его вклад в институционализм………….…29-34
2.4.Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса…...34-37
2.5. Конъюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла…..……………...……………………………...37-41
2.6. Неоинституционализм……………………………………..41-49
3. Направление институционализма в России………………………….…50-54
Заключение…………………………………………………………………...55-57
Список используемой литерату-ры………………………………………….......58
Одним
направлением институционального анализа,
осуществленного российскими
Заслуживает внимания и такое направление исследования, которое представлено в работах П. Лаврова, Д. Пихно, И. Янжула и посвящено исследованию институциональных условий и факторов развития общества. В качестве таковых они выдвигают нравы и обычаи, мораль и образованность, дух предприимчивости и честность. И. Янжул подчеркивает, что «ни одна из добродетелей, создающих наибольшие богатства в стране, не имеет такого крупного значения, как честность». П. Лавров обосновывает необходимость интериоризации этих качеств в деятельность индивидов не только эволюционным путем, но и применением средств «взаимного контроля и взаимной поддержки» для выработки уважения к труду, солидарности, формирования особых нравственных требований, обеспечивающих согласованность взаимных действий.
Разделяя мнение академика Н.П. Федоренко о том, что «уважение к Кейнсу, Гелбрейту и Фридмену не должно заслонять нашу историческую память», отметим, что изучение вклада российских ученых 18-19 веков в сокровищницу институционализма представляется малоисследованной областью, в которой ученым предстоит еще сделать много открытий.
В 90-е годы XX столетия отечественные ученые стали интенсивно разрабатывать проблемы институционализма в рамках исследования переходной экономики как процесса или состояния экономической системы, где централизованное планирование ее функционирования и развития замещается рыночными отношениями. Вместе с тем нельзя не отметить, что первые монографические работы, посвященные институционализму, вышли в свет еще в 1980-е годы, хотя в них это течение экономической мысли рассматривали преимущественно с критической точки зрения как одно из реформистских направлений преобразования капитализма.
Сегодняшнее состояние разработки институциональных проблем отечественными экономистами характеризуется не только знакомством с основными достижениями экономической мысли в этой области, но и приращением экономического знания. Прежде всего, это относится к объекту исследования: в отличие от изучения институционального устройства капиталистической экономики или экономики развивающихся стран, российские ученые исследуют совершенно уникальное явление — трансформацию командно-административной политико-экономической системы в рыночную систему постиндустриального типа.
Трансформация
основного института
К новым направлениям институциональной экономической теории относится интеграционная теория предприятий, активно развиваемая Г. Клейнером. В ней доказывается, что предприятия генерируют и поддерживают потоки не только товаров, но и взаимных обязательств и ответственности, которые в трансформирующейся экономике имеют самостоятельное значение. Они выполняют роль своеобразной соединительной ткани в экономических процессах. Разрушение этих потоков ведет к потере устойчивости экономической системы. На основе этой теории по-новому предстает критериальная функция предприятия: от максимизации прибыли, которая не отражает реалии переходной экономики, к системным критериям, определяющим эффективность и надежность отношений по линии «собственник — менеджер — работник».
Совершенно справедливо отмечал академик А. Нестеренко, что российская экономика «еще не в состоянии продуцировать общий и устойчивый рост», так как «неразвитость, несовершенство или отсутствие рыночных институтов (механизмов) в России присущи не частным, а фундаментальным характеристикам ее нынешней экономической системы».
Совершенно новый аспект в рамках институциональной теории исследует В.М. Полтерович: устойчивость неэффективных институтов или институциональные ловушки. Субъект хозяйствования, присоединившись к соглашению, результатом которого является появление неэффективной нормы, в силу эффектов координации, обучения и сопряжения, оказывается не в состоянии выйти из рамок этого соглашения, так как это влечет за собой резкое увеличение его трансакционных издержек.
В данном случае проявляется также и особая распределительная функция института, которую выделяет А. Шаститко. Он вычленяет распределительной аспект природы институтов, который не получил такого развития в современной неоинституциональной теории, как координационный.
Исходя из понимания институтов как совокупности правил, которые одновременно оказываются условиями и механизмами определения прав каждого индивида, автор считает, что индивид «будет выбирать действия, которые в наибольшей степени соответствуют его представлениям о наилучшем из доступных результатов (то есть критериальной функции)» и тем самым выбирать наиболее эффективные правила.
Но так как именно правила идентифицируют субъект, способ или механизм их реализации, то «их применение обусловливает распределительные эффекты, которые в основном оказываются асимметричными. Поэтому, считает А. Шаститко, контроль над процессом формирования правил является решающим фактором институционального развития.
Функцию
контроля, координирования и
Отсюда следует и вполне обоснованный нормативный вывод о необходимости сознательного институционального проектирования, который основывается на пяти предложенных В. Тамбовцевым основных принципах: этапной полноты проекта, его компонентной полноты, достаточного разнообразия стимулов, максимальной защищенности от девиантного (оппортунистического) поведения, а также принцип соучастия в разработке и «вживании» определенного института.
Еще одним направлением институциональной теории выступает исследование процессов институционализации неприбыльного сектора экономики, рассматриваемого в качестве оппонента различных государственных учреждений социального сектора.
Рассмотрение оппонирующей роли этого сектора экономики выявляет незаинтересованность государства в его поддержании, так как «государственные органы весьма "ревниво" относятся к развитию деятельности неприбыльных организаций, которые подчеркивают низкую эффективность и негибкость государственного сектора».
В
отдельное направление
Таким
образом, российские ученые активно
анализируют институциональные составляющие
экономического процесса, предлагают
новые направления исследования переходной
экономики России.
Заключение
Отличительные особенности институционализма состоят в следующем:
1.
Институционалисты весьма
Правила государственного управления представляют не меньший, а возможно и больший, интерес, нежели механизм рыночных цен.
2. Следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Они выступают с критикой капитализма, за расширение социальных программ.
Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Так проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности.
Рынок, считают институционалисты, отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Основа власти крупных корпораций - техника, а не законы рынка.
Определяющую роль играет теперь не потребитель, а производитель, техноструктура.
3.
Надо отказаться от анализа
экономических отношений с
В основу анализа институционалистами положен описательный метод. Формируя своё понимание общественной структуры, факторов общественного развития, институционалисты исходят в основном из внешнего относительно поверхностного подхода к этим явлениям.
Они игнорируют важную роль производства, не признают определяющей роли отношений собственности на средства производства, обусловленного ими классового состава общества.
Отвергая идею о производственных отношениях как основы социально-экономической структуры, институционалисты сформировали свой специфический подход к изучению общественных явлений, экономического процесса.
Анализ
опыта осуществления реформ в
России подтвердил центральное положение
современной экономической
В результате реформ российская экономика приобрела ярко выраженную торгово-сырьевую специализацию. Анализ показал, что сложившаяся производственная структура экономики оказывает негативное влияние на ее функционирование и развитие. Это проявляется в отрицательном воздействии на экономический рост двух секторов, получивших в период реформ наибольшее развитие: трансакционного и экспортно-ориентированного сырьевого секторов.
Для экономического роста необходимо, с одной стороны, сокращение доли трансакционных услуг в валовом выпуске экономики, прежде всего торговли, а с другой, увеличение в объеме промышленного производства доли товаров конечных отраслей – машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Это требует осуществления комплекса мер, направленных на защиту отечественных производителей, снижение объемов импорта и увеличение поставок отечественных сырьевых ресурсов на внутренний рынок.
Структурная и инвестиционная политика должна быть направлена, с одной стороны, на устойчивое функционирование и подтягивание отставших в развитии необходимых секторов, прежде всего, систем жизнеобеспечения, а также на конвергенцию регионов по уровню социально-экономического развития. С другой стороны, она должна обеспечивать селективное выдвижение приоритетных отраслей на уровень высших технологических укладов.
В социальной политике необходимо предусмотреть способы перераспределения доходов, в том числе за счет традиционных мер, таких как прогрессивное налогообложение, которые способствовали бы сокращению дифференциации доходов населения.
Для научного обоснования экономической политики требуется дальнейшее развитие теории смешанной экономики в направлении формирования критериев и методических подходов к вычленению нерыночных секторов и установлению системы институтов: рыночного типа – на основе совершенствования теории рынка и государственной конкурентной политики; нерыночного типа – на основе разработки теории редистрибуции и промышленной политики.