Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 14:13, курсовая работа
Поступательное развитие российской экономики в значительной степени зависит от решения проблемы активизации инвестиционной деятельности, расширения капитальных вложений в производство, эффективного использования инвестиционного потенциала предприятий.
Современные тенденции развития российской экономики показывают, что, несмотря на позитивные сдвиги последних лет, задача привлечения инвестиций стоит перед промышленными предприятиями по-прежнему остро.
В настоящее время инвестиционная привлекательность многих российских предприятий находится на низком уровне.
Политика краткосрочной реструктуризации, которую проводят большинство отечественных предприятий, включающая быстро окупаемые краткосрочные инвестиции, вложения в приобретение отдельных единиц оборудования, частичные усовершенствования технологий и тому подобное, как правило, в связи с жесткими финансовыми ограничениями, не приводит к достижению цели устойчивого конкурентоспособного развития на достаточно длительную перспективу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………..5
1.1. Экономическая сущность и структура инвестиций………………………….5
1.2. Инвестиционный потенциал как основа экономического роста…………….11
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………………20
2.1. Состояние российской теплоэнергетики. Системные проблемы…………….20
2.2. Законодательные аспекты тепловой энергетики…………………………….....27
2.3. Инвестиционный климат……………………………………………………….30
2.4. Успешные инвестиционные проекты………………………………………….35
2.5. Частный бизнес в тепловой энергетике: возможности и риски………………36
3. НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ……………………………38
3.1. Система качества…………………………………………………………………38
3.2. Потребительский сервис…………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………40
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….42
Реформа электроэнергетики РАО «ЕЭС» не предусматривает направлений радикального улучшения ситуации с теплоэнергетикой.
Нормативно-правовая база сильно подготовлена монополистом - РАО «ЕЭС России». Вот по «Администратору торговой системы», только электроэнергия. А комбинированное производство тепла, теплоэнергию, они не рассматривают. Для них это на заднем плане, вторсырье какое-то.
3. Кадры
По оценкам экспертов, кадровая проблема может быть отнесена к перечню наиболее острых. И по своей специфике она сходна с кадровой проблемой в электроэнергетике. С одной стороны - дефицит кадров и новых специалистов, с другой - перекос в сторону от «профессионалов» к «менеджерам», от профессиональных энергетиков к «управленцам»:
«Нас, технарей, специалистов, отодвинули на задний план. Впереди менеджеры, экономисты, кадровики, бездарные, безграмотные, но сильно уверенные. Но они не чувствуют ни технологию, ни смысл этого. Нет программы, политики подготовки кадров. Мы выпускаем студентов. Но мы этих студентов не готовим, методику не даем. Поверхностные знания. А это должна быть техническая учеба на энергетических станциях. Нет базовой практики как таковой» 1.
4. Отсутствие стратегии развития тепловой энергетики
Участники исследования обратили внимание на то обстоятельство, что тепловая энергетика в настоящий момент функционирует фактически без какой-либо системы долгосрочного планирования развития. Если раньше, в советское время в рамках системы Госплана на годы вперед планировалось развитие мощностей, сетей и т.д., то с распадом прежней политической системы тепловая энергетика оказалась вынуждена практически 10 лет работать без какой-либо серьезной системы планирования развития.
1 Богданов А.Г. ОАО «Омская электрогенерирующая компания». Зам. начальника департамента перспективного развития
Существовал Госплан, и в городах разрабатывали программы развития города. На этой основе разрабатывались генеральные планы развития инженерных систем, в том числе и теплоснабжение. Эти планы корректировались раз в 5 лет. И под эти планы Госплан выделял средства на строительство, на реконструкцию. В перестройку вся эта система рухнула.
Вся тепловая энергетика была брошена на муниципальную власть. Плановая экономика в момент рухнула, каждый выбирается, как может.
Кроме того, по мнению многих представителей отрасли, сегодня назрела жизненная необходимость решения проблемы стратегического планирования. В этой ситуации эксперты считают актуальным говорить о необходимости создания структуры, курирующей вопросы стратегического развития и планирования (тепловой энергетики, или промышленности и экономики в целом), и уже отмечаются примеры подобных инициатив и предложений на уровне государственной власти.
5. Тепло- и ресурсосбережение
Нерешенность проблемы сбережения тепла и энергоресурсов, требующихся для его производства, влечет за собой другие негативные явления, неблагоприятно сказывающиеся как на отрасли, так и на потребителе. Одна из них - рост тарифов. По мнению участников опроса, одной из существенных причин роста тарифов на тепло являются тепловые потери, возникающие, главным образом, вследствие устаревшего и изношенного оборудования. Схематично цепочка выглядит следующим образом: «Дешевое устаревшее оборудование - высокие потери - возмещение потерь тепловыми предприятиями - рост тарифов».
Эксперты приводят пример зарубежных стран, где тарифы на тепло практически не растут (или же растут довольно медленно и незначительно), в том числе и потому, что минимизированы потери. В России же потери при транспортировке компенсируются за счет роста тарифов. При этом, по мнению экспертов, специальных надзорных органов недостаточно, необходимо еще стимулировать, вынуждать тех, кто транспортирует тепло, на внедрение современных конструкций, предотвращающих тепловые потери. Сегодняшней российской действительности, отмечают эксперты, в значительной мере свойственно отсутствие стимула беречь ресурсы, в т.ч. тепло и электричество, внедрять энергосберегающие технологии и оборудование. Это вызвано и низкими внутренними ценами на энергоресурсы, с одной стороны, и высокой стоимостью внедрения энергосберегающих технологий, с другой. При такой ситуации само энергосбережение теряет смысл.
В России всегда внутренние цены на энергию были ниже мировых. Сроки окупаемости реализации энергосберегающих и энергоэффективных технологий в стране в 2-3 раза выше, чем в ЕС. Экономическая «нецелесообразность» внедрения дорогих энергоэффективных разработок предопределила технологическую отсталость и инвестиционную непривлекательность отрасли. Энергосбережение продекларировано в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», но не обеспечено потенциалом современных теплоэнергетических технологий промышленности. Потребители не имеют стимула считать, экономить и сокращать потребление.
2.2. Законодательные аспекты тепловой энергетики
Вопрос законодательного
В первую очередь эксперты обращают внимание на то, что по сей день не принят закон «О теплоснабжении». С его выходом станет возможным решение массы проблем функционирования тепловой энергетики. Так, например, закон создаст условия для ведения эффективной ресурсосберегающей политики. Можно будет сэкономить огромное количество топлива при обслуживании единицы нагрузки за счет следующих мер:
На сегодняшний день недостаточное нормативно-правовое обеспечение тепловой энергетики порождает следующие проблемные зоны:
1. Взаимодействие с бытовыми потребителями.
2. Когенерация.
3. Безопасность теплоснабжения.
1. Взаимодействие с бытовыми потребителями.
До последнего времени отсутствовали нормативно-правовые акты, «напрямую» регулирующие отношения в сфере теплоэнергетики. Все основные вопросы регулировались документами, не относящимися напрямую к тепловой энергетике - Гражданским Кодексом и другими. Вследствие этого множество вопросов (взаимодействие теплоснабжающих организаций с потребителями, поставщиками и т.д.) оставались без внимания. Гражданский кодекс не напрямую относится к теплоснабжению, там есть раздел, относящийся к энергоснабжению и все, что описано, относится к электроснабжению, а дальше есть ссылка о том, что если иное не предусмотрено другими законами или соглашениями, то относится и к теплоснабжению. Возникает много неурегулированных вопросов, как с потребителями, так и с организациями, поставляющими тепло и энергию, которая для наших коммунальных предприятий является покупной.
Теплоэнергетические предприятия платят за топливо по факту получения, в соответствии с Гражданским кодексом. А компенсацию своих затрат, когда они отпускают товар потребителям, по факту поставки они не получают. Тут начинаются разные схемы. Все жилищные организации, управляющие компании стремятся расплачиваться с теплоснабженцами, как с ними расплачивается население - 1/12-я часть каждый месяц в течение года.
По оценкам экспертов, только сегодня с принятием таких нормативных документов, как Жилищный кодекс и «Правила предоставления коммунальных услуг», взаимоотношения с потребителями в лице жилищных организаций, управляющих компаний, начинают получать четкие нормативные очертания.
До последнего времени, пока не было Жилищного кодекса и «Правил предоставления коммунальных услуг», все время была попытка теплоэнергетические предприятия затянуть в жилищную сферу настолько, что никаких границ во взаимоотношениях не прорисовывалось.
2. Когенерация.
Когенерация, или комбинированная выработка тепловой и электрической энергии неоднозначно рассматривается в профессиональной среде, и вызывает разные мнения экспертов по поводу ее перспектив и эффективности. С одной стороны, очевидно, что выработка тепловыми компаниями электрической энергии в дополнение к тепловой, выгодна, особенно в энергодефицитных районах, где электростанции РАО «ЕЭС» не в состоянии покрыть растущие запросы на энергопотребление. С другой стороны, отмечают эксперты, есть масса непроработанных вопросов: на местах практически не решаются вопросы синхронизации мини-ТЭЦ с централизованными сетями, покупки временных излишков энергии в централизованную сеть. Объективно покупка излишков в периоды спада нагрузок экономически не выгодна централизованным сетям. Кроме того, когенерация неэкономична для производства электроэнергии в больших объемах для большого количества потребителей.
Когенерация большинством воспринимается как средство борьбы с монополистом. А надо бороться юридическими средствами, законодательными, экономическими. Малая энергетика в каких-то вещах может быть оправдана: для обеспечения только себя электроэнергией и теплом, без выхода на внешний рынок. Малая энергетика - уйдем от трубопроводов, так сказать. От трубопроводов уйдем, но она низкоэффективная. На мизерной энергетике мы теряем возможность экономичного производства электроэнергии и тепла для других жителей.
Тем не менее, уже существует достаточно примеров успешной реализации таких проектов, а малая когенерация продекларирована как приоритет в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Однако в законодательном плане, развитие когенерации тормозится из-за отсутствия нормативного регулирования существенных вопросов, в частности, взаимодействия с электрическими системами общего назначения.
Для того чтобы развивать когенерацию в коммунальном хозяйстве, нет законодательной базы. Есть достаточно много объектов, на которых это было бы рационально и экономически оправданно. Но ничего, кроме фрагментов, штрихами отмеченных моментов, в законодательстве нет о том, а каким образом они должны взаимодействовать с электросистемами общего назначения?
К еще одной проблеме следует отнести тот факт, что каждое конкретное предприятие, желая построить себе собственную мини-ТЭЦ, не учитывает интеграцию в общую энергосистему, что влечет за собой снижение эффективности инвестиций.
Кроме того, стимулирование комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, по мнению участников опроса, тормозится отсутствием закона «О теплоснабжении». Закон, с точки зрения экспертов, должен стимулировать когенерацию и давать преимущества и льготы тем предприятиям, которые внедряют эту технологию, главным образом на малых ТЭС.
Безусловно, надо делать комбинированное производство. Это как решение законодательное должно быть в законе о теплоснабжении. Только комбинированное производство тепловой и электрической энергии.
3. Безопасность теплоснабжения.
В целом уровень безопасности в теплоэнергетике участники экспертного опроса оценивают как довольно низкий: оборудование изношенно, нет степеней защиты и автоматизации, часто в системе отсутствует резервирование. У тепловых кампаний нет средств для самостоятельного предотвращения аварий и проведения комплексной реконструкции.
Проблема безопасности в теплоэнергетике, по мнению экспертов, основывается на двух составляющих: финансовые средства (точнее, их дефицит) и законодательное регулирование (несовершенство законодательства). Проблемы технического, технологического уровня незначительны, современное развитие техники позволяет создавать эффективные и безопасные системы теплоснабжения.
Эксперты указывают на проблему в части законодательного обеспечения безопасности теплоснабжения. Существующий закон «О техническом регулировании» предусматривает определенную систему законодательных и правовых документов в области обеспечения безопасности. Одно из них - поручение Правительства РФ по разработке закона о безопасности теплоснабжения. Но по оценкам ряда участников экспертного опроса, имеет место подмена, когда проблемы безопасности теплоснабжения подменяются вопросом о безопасности эксплуатации оборудования в системах теплоснабжения. Иными словами, проблема обеспечения безопасности теплоснабжения с точки зрения «человеческого фактора» - законодательное закрепление прав и интересов потребителей, в том числе и бытовых, гарантий стабильности их снабжения теплом, стандартов и норм теплообеспечения - сводится на технический уровень, сужается и рассматривается главным образом с точки зрения обеспечения технической безопасности систем теплоснабжения.
Все, что сейчас делается в этом направлении, это подмена. Подмена серьезного вопроса о безопасности теплоснабжения достаточно важным вопросом о безопасности эксплуатации оборудования в системах теплоснабжения. Это нужная вещь, но это не безопасность теплоснабжения.
Информация о работе Инвестиционный потенциал энергетики: проблемы и пути решения