История развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:14, курсовая работа

Описание

Политический уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей Балтии и РФ.
Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей
Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз.
Торговля услугами на примере сотовой связи в России и Балтии.
Проблемы развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа1.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

    Давая оценку периоду развития отношений  ЕС сначала с СССР, а затем с  Россией, многие европейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают  на то, в этот период наша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС. Она всегда поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией, Италией и другими странами Европы, но у Москвы никогда не было отношений с Европейским союзом, как таковым.4

    В 1988-1989 гг. были подписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между  Европейскими Сообществами и рядом  восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые ставили задачу нормализации торговых отношений путем предоставления этим странам режима наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.

    Первоначально Евросоюз, руководствуясь положениями Маастрихтского договора и другими правовыми актами, устанавливал примерно равный торгово-политический режим для всех государств бывшего социалистического блока. Но уже спустя несколько лет проявилась тенденция к четкой дифференциации партнеров на несколько категорий. С центрально- и восточноевропейскими государствами были установлены отношения ассоциации и поэтапно подписаны так называемые Европейские соглашения (Евросоглашения). Первые такие договоры были заключены со странами Вышеградской группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем - со странами Южной Европы (Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали и государства Балтии, которые по политическим причинам не рассматривались как часть бывшего Советского Союза.

    Таким образом, ЕС весьма скоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили  бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в т. ч. Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В самом общем виде внешние связи Европейских Сообществ предусматривают своеобразную иерархическую систему: непреференциальные торговые соглашения (например, соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения ассоциации, предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские соглашения с рядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения о свободной торговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или Турцией), наконец, соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские соглашения или Договор о Европейском экономическом пространстве).

    Евросоглашения, устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой стандартных непреференциальных соглашений.

    Именно  в этих условиях начался процесс  интеграции стран Балтии в Европейское  Сообщество. Учитывая принципиальную разницу между политическими  и социально-экономическими система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.  

    1.2. Экономические предпосылки развития  торгово-экономических связей.

    Страны  Балтии, несмотря на значительную национальную специфику, приступили к демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.

    Определенное  значение имело использование этих республик как полигона для отработки  экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и других элементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологические особенности основной части титульной и значительной части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации.

    Все это, наряду с массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и амортизирующей ролью  рынка России и некоторых других стран СНГ, а также формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.

    Вместе  с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.

    За  годы реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные  сдвиги. При этом ход экономических  реформ в странах Балтии отличался  наименьшими издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг. индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах плюс-минус 1-2% к объему ВВП.

    В Приложении 1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при сопоставлении с российскими  показателями.

    Главной сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты,  всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.

    Благодаря поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то, что представляли собой  большинство бывших советских республик. За довольно небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой либерализации.

    Также поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая  юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право собственности.

    О широком участии ЕС в экономических  процессах стран Балтии говорит  и динамика развития договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров  иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.

    В мае 1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.

    В 1992 г. на Балтийские государства было распространено действие экономической  программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией5.

    Фактически  страны Балтии во взаимоотношениях с  Европейским союзом за два года прошли путь, на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6 лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).

    12 июня 1995 г. в Люксембурге состоялось  подписание договоров об ассоциации  Балтийских государств и Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, что представители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместных встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовки к вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в декабре 1994 г.

    В целом можно говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы.

    Обращает  на себя внимание тот факт, что «ускорение»  темпов сближения Европейского союза  и стран Балтии - придание им статуса  «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии).

 

  1. Особенности российско-балтийских торгово-экономических 

связей в контексте  вступления стран Балтии в Европейский Союз.

    1. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.

    В ходе рыночного реформирования и  реструктуризации экономики в странах  Балтии преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем  главным для них рынке - рынке ЕС отрасли. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.

    В то же время, производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 2003-2007 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 2005 - 2009 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам6.

    Определенные  успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).

    Во  многом по этой причине стран Балтии не было среди 24 стран - лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран - ведущих технологических инноваторов.

    Накануне  вступления в ЕС происходила явная  переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 2006 г.). Для Латвии значение ЕС также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.

Информация о работе История развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии