История развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:14, курсовая работа

Описание

Политический уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей Балтии и РФ.
Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей
Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз.
Торговля услугами на примере сотовой связи в России и Балтии.
Проблемы развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа1.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

    Однако  вслед за Литвой латвийское руководство  приступило к предварительным переговорам  с американскими компаниями об их участии в акционировании латвийского  ТЭК.

    В отличие от двух других балтийских государств Литва не имеет общей  границы с Россией (за исключением Калининградской области), но она также проявляет большой интерес к участию в транзитных перевозках по своей территории. К тому же через Литву проходят автомобильная и железная дороги из РФ в Калининград. Крупнейший в Литве порт в Клайпеде в последние годы наращивает объемы обработанных грузов. Литва рассчитывает и на увеличение своей доли в транзите российской нефти. Для этого там рассматривается вариант строительства еще одного нефтепровода, идущего из Белоруссии. Уже открыт нефтяной терминал в Бутинге, контрольный пакет акций которого (так же как и нефтеперерабатывающего предприятия «Мяжекяй нафта») перешел в руки американской компании «Уильямс Интернешнл». Такое развитие событий заметно уменьшило интерес российских компаний и предприятий в расширении сотрудничества с Литвой в области ТЭК. В течение 2002–2003 г.г. поставки нефти из России в Литву, включая транзит, уменьшались, что обострило и без того серьезные финансовые проблемы в латвийском нефтяном комплексе.

    Возможно, более перспективным может стать осуществление проекта строительства новой ветки газопровода из России через Литву в Калининградскую область. В результате литовская сторона могла бы не только получать деньги за транзит, но и увеличить долю природного газа в своем энергобалансе. Вильнюс должен учитывать и предстоящее закрытие Игналинской АЭС, которая дает стране основную часть потребляемой и экспортируемой электроэнергии. Представители Еврокомиссии заявили, что Литва не может рассчитывать на вступление в ЕС при сохранении этой АЭС, построенной еще в советские времена.

    В любом случае развитие экономических  отношений России со странами региона  будет так или иначе связано  с перспективами реализации многосторонних проектов, например, строительства  газового и электроэнергетического балтийских «колец».

    3.2.Приоритеты торгово-экономического сотрудничества России со странами Балтии.

    Распад  СССР стал рубежом, который ознаменовал  переход российско-балтийских политических и экономических отношений в  новое качество.

    24 августа 1991 г. Б.Н.Ельцин подписал Указы о признании независимости Латвии и Эстонии, дав «зеленый свет» аналогичному процессу со стороны стран Западной Европы и США. В сентябре все эти страны заявили об установлении дипломатических отношений с тремя балтийскими республиками.

    Поспешность и непрофессионализм, с которым МИД России в пику ослабленному руководству СССР оформил «развод» с государствами Балтии привел к тому, что после декабря 1991 г. возникли острейшие проблемы форсированного вывода войск из Прибалтики, статуса русского населения, демаркации границ, разрыва экономических связей и многие другие.

    Только  в феврале 1997 г. МИД РФ обнародовал  «Долговременную линию России в  отношении стран Балтии». В этом документе впервые была сформулирована позиция, заключающаяся в том, что  в отношении Латвии, Литвы и Эстонии реализуется дифференцированный подход. Россия не рассматривает эти страны как единое целое, а строит свои отношения с учетом интеграции русских и русскоговорящих в этих государствах. С положением дел в этой области увязывалось решение вопросов развития экономических отношений и заключение договоров о границе (Эстония и Латвия).

    В свою очередь высшие политические круги  прибалтийских республик неоднократно заявляли о полной экономической  независимости от России или, по крайней мере, о стремлении к таковой, хотя реальность не соответствовала действительности. Так, в Латвии доля транзитных услуг в ВВП выросла с 7% в 1991 г. до 25% в 1998 г., а по некоторым данным даже до 30%12. Причем 85 - 90% этого транзита приходится на российские грузы.

    По  некоторым оценкам Россия оставляла  странам Балтии в качестве платы  за транзит свыше 1 млрд долл., а российские организации провозили транзитом через прибалтийские республики свыше 50 млн т. грузов13.

    Россия  на протяжении 90-х годов формировала  от трети до половины ВВП стран Балтии. Это и неудивительно, с учетом того, что за долгие годы сложилась разветвленная система хозяйственных связей, обмена и ее невозможно быстро изменить «волевыми» политическими решениями.

    Некоторые прибалтийские страны довольно успешно налаживали торгово-экономические контакты с отдельными регионами России и прежде всего с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, развиваются связи между Москвой и Ригой. 13 декабря 2001 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Москвы и Рижской думой о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, а 22 февраля 2002 года в Риге - Протокол о сотрудничестве и взаимодействии между Московской городской думой и Рижской думой. В ноябре 2002 года состоялся визит в Ригу делегации Правительства Москвы во главе с мэром Ю.М.Лужковым. Расширяются контакты между Санкт-Петербургом, Ригой и Даугавпилсом, Псковом и Валмиерой, Казанью и Юрмалой, а также рядом других городов России и Латвии.

    К началу XXI века наметился ряд новых элементов в развитии балтийского сотрудничества. Стержнем «перестройки» балтийского единства являлся отход от его сугубо антироссийской направленности периода борьбы за независимость и согласованный переход к созданию инструментов для организации единой зоны расширения ЕС. В силу этого наблюдавшийся ранее «кризис балтийского сотрудничества» можно охарактеризовать как болезнь роста, единственный этап выхода сотрудничества на новый качественный уровень. Литва, Латвия и Эстония при наличии своих собственных внешнеполитических и экономических задач сконцентрировали усилия на достижении общей цели - сокращении переходного периода сближения с ЕС.

    Анализ  динамики развития торгово-экономических  отношений России со странами Балтии показывает, что они испытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:

    - во-первых, Россия являются для  государств Балтии важнейшим  источником топлива и других  энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России  удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% - в электроэнергии, 90% - в цветных металлах, 80% - в сырье для химической промышленности14. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;

    - во-вторых, обслуживание транзита  из России является важной  статьей доходов Балтийских государств;

    - в-третьих, сбыт в Россию продукции  сельского хозяйства.

    Несмотря  на существенный вклад указанных  факторов в процесс развития торгово-экономического сотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабному  сотрудничеству с Балтийскими государствами  пока по-прежнему невозможен. Вместе с тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулировать как сотрудничество на базе экономических интересов.

    Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимо стимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантией реализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзита и торговли.

    Важнейшим направлением политики российского  бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки Балтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем могли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.

    Не  менее перспективным направлением является стимулирование движения в  страны Балтии российского капитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствие этих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национального капитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийских отношениях.

    Постепенно, по мере возникновения экономических возможностей, происходит диверсификация транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов, Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России и снижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств. Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград - Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС - Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку.

    Следует учитывать и то обстоятельство, что  Балтия является транзитным коридором  для России в Европу, так же как  и Россия является для них транзитным маршрутом в Азию и на восток в  целом. На II Европейской конференции  по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: № 1 (Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава с ответвлением Рига-Калининград-Гданьск), №2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва) и № 9 (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва). Полностью сформировать панъевропейскую транспортную систему планируется к 2010 г. Разработаны имеющие обязательную юридическую силу международные соглашения и конвенции, подготовленные в рамках ООН и одобренные Европейской конференцией министров транспорта.

    Узким местом наших отношений продолжают оставаться связи и контакты между  общественными, научными и деловыми кругами двух стран с привлечением к совместной деятельности всех государств, выходящих на Балтийское море, с  организационным центром в Санкт-Петербурге.

    Нерешенные  проблемы в гуманитарной сфере оказывают  существенное воздействие на экономические  отношения. Гуманитарные проблемы относятся  в первую очередь к вопросам определения  в странах Балтии статуса русскоязычного населения, русского языка и культуры. Эти проблемы являются эпицентром напряженности между Россией и странами Балтии. Так, в Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» в 2002 году, в частности, отмечалось: «Закон о государственном языке Латвии, принятый в окончательном виде в декабре 1999 года, исключает использование других, кроме латышского, языков практически во всех сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует употребление госязыка даже в сфере частного предпринимательства, что порождает дискриминацию нацменьшинств в сфере бизнеса. Полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных вузах стран Балтии.»

    Таким образом, сегодня российско-латвийские отношения представляют собой сложный  симбиоз, в котором тесно взаимоувязаны проблемы и интересы политического, экономического, общественного, правового, исторического, общечеловеческого свойства. В нашем понимании, для того, чтобы взять и удерживать продуктивное направление действий надо достичь согласия по ряду принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо реалистическое осознание тесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, а также политики и экономики.

Информация о работе История развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии