Издержки производства, их классификация и пути минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание

Изучение издержек обращения в сфере услуг в современных условиях рынка имеет большое практическое значение, поскольку результаты работы каждого предприятия находятся во все большей зависимости от уровня издержек обращения. Понимание сущности издержек обращения и их всесторонний анализ играют важную роль в осуществлении оперативного руководства предприятием, контроля за выполнением плана поставок и плана товарооборота, за использованием денежных средств, за состоянием расчетов и кредитных отношений, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за выполнением плана по труду, заработной плате, прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение
1. Понятие издержек обращения
2. Сущность и специфические особенности издержек обращения в торговле
3. Классификация издержек обращения в торговле
4. Показатели измерения издержек обращения в торговле
5. Основные факторы, влияющие на уровень минимизации издержек обращения предприятия
6. Сильные и слабые стороны стратегии минимизации издержек
6.1 Сильные стороны стратегии минимизации издержек
6.2 Слабые стороны стратегии минимизации издержек
7. Планирование издержек обращения торгового предприятия
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

24.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

Существенно влияет на уровень издержек обращения ассортиментный состав товаров  в магазинах.

Эффективность использования основных и оборотных фондов оказывает  влияние на величину расходов по аренде, амортизации, содержанию помещений, текущему ремонту, уровень которых зависит  от интенсивности использования  единицы торговой площади. К числу  показателей эффективности использования  основных фондов относится сумма  товарооборота, приходящаяся на 1 кв.м  торговой площади или площади  торгового зала. Как правило, уровень  издержек обращения выше в тех  магазинах, где меньше товарооборот на 1 кв.м площади.

Торговля располагает значительными  резервами снижения издержек обращения  в результате повышения эффективности  использования основных фондов и  производительности труда. 0б этом свидетельствует  чрезмерная пестрота значений этих показателей  не только в магазинах разной специализации, но и в магазинах одинаковой специализации. В последних наблюдаются огромные колебания между максимальными  и минимальными размерами товарооборота  на одного работника и на 1 кв.м  площади.

Скорость обращения товарных запасов  влияет на величину затрат за использование  банковского кредита, аренду помещения, потерь от морального и физического  износа товарных запасов продукции.

К специфическим факторам торговли, влияющим на уровень издержек обращения, относятся следующие.

Доля оптовой реализации в общем  объеме товарооборота влияет на издержки обращения торговли ввиду принятой методологии расчета уровня расходов. Расходы на единицу товарооборота  при оптовой реализации примерно в четыре раза ниже, чем при розничной. Изменение в соотношении между розничной и оптовой реализацией влечет за собой изменение уровня издержек обращения торговых предприятий.

Выработка на одного продавца в торговле существенно зависит как от его  квалификации, компетентности так и  от средней цены реализуемых товаров.

На обслуживание одного покупателя, приобретающего один экземпляр дешевой  продукции продавец затрачивает  столько же (или больше) времени, сколько и на обслуживание покупателя, приобретающего один экземпляр дорогостоящего товара. Поэтому, чем выше номинал  реализуемой продукции, тем больше, при прочих равных условиях, экономия в рабочем времени продавца, тем  ниже расходы в процентах к  обороту.

Доля мелкооптовых операций в товарообороте  предприятий находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения, так как на мелкооптовый отпуск товаров затрачивается меньше труда в расчете на единицу  товарооборота.

На уровень издержек обращения  в торговле оказывают влияние  и объективные (внешние) факторы, не связанные с деятельностью торговых предприятий. К их числу относятся  производственные, транспортные факторы, изменение цен и стоимости  услуг, предоставляемых другими  отраслями народного хозяйства.

Важнейшим производственным фактором выступает географическое размещение предприятий промышленности, максимальное приближение их к районам потребления  продукции. Такое размещение производства позволяет сокращать затраты  в торговле на перевозку продукции  и сроки доставки товаров потребителям.

Транспортные факторы влияют на издержки обращения торговли. Для  перевозки продукции используются различные виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный. Часть  товаров пересылается почтой. Применение наиболее прогрессивных видов и  форм транспортировки разных товаров  оказывает большое влияние на уровень транспортных расходов.

На издержки обращения торговли оказывают влияние ценностные факторы -- уровень цен на разные товары и  тарифов на услуги.

Изменение розничных цен на разные товары находится в обратной зависимости  с уровнем издержек обращения. При  снижении цен и неизменном объеме товарной массы, уровень связанных  с ней издержек обращения повышается. Повышение цен при неизменных расходах приводит к снижению уровня издержек обращения.

Учет и анализ издержек обращения  производится по ценам соответствующего периода. Но в целях более правильной оценки динамики уровня издержек обращения  за ряд лет, он должен быть определен  к товарообороту, исчисленному в  сопоставимых ценах. Это достигается  при помощи индекса цен.

При этом все издержки подразделяются на зависимые и независимые от розничных цен. Пересчет проводится по статьям, зависимым от розничных  цен.

К их числу относятся такие статьи затрат, абсолютная сумма которых  остается постоянной при изменении  розничных цен, а уровень изменяется обратно изменению цен. При снижении розничных цен уровень таких  расходов выше, при повышении цен - ниже. Данная группа издержек обращения  преобладает в расходах торговых предприятий.

На уровень издержек обращения  торговли влияет изменение цен и  тарифов на услуги, предоставляемые  другими отраслями народного  хозяйства (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, арендные ставки). С изменением стоимости данных услуг аналогично изменяется уровень издержек обращения  по соответствующим статьям.

Уровень издержек обращения во многом зависит от структуры управления торговыми предприятиями, численности  административно-управленческого аппарата.

Уровень издержек обращения значительно  колеблется по регионам страны.

Так, самый высокий уровень издержек имеет место торговых организациях Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, горных районах. Это связано со значительной удаленностью магазинов от поставщиков  товаров, высокими расходами на оплату труда работников, медленной товарооборачиваемостью и так далее.

На величину издержек обращения  торговли оказывает влияние и  сезонность, так как в ряде случаев  приходится создавать запасы товаров (например, перед 31 января), что увеличивает  расходы по их хранению.

Издержки торговых предприятий  находятся под влиянием и субъективных факторов. К ним относятся плохое использование транспорта и тары, недостаточная загрузка складских  помещений, затраты на переброску товаров  из магазина в магазин и возврат  на склады, излишества в оформлении магазинов, влекущие за собой относимые  на издержки обращения дополнительные расходы.

 

6. Сильные и слабые стороны  стратегии минимизации издержек

Основным источником минимизации  издержек является выбор оптимальной  рабочей точки на кривой отрасли 1-го порядка, т. е. установление оптимального значения объема производства (производственный эффект масштаба), продвижения и  сбыта (маркетинговый эффект масштаба). Поэтому такие меры, как снижение затрат на НИОКР (научно исследовательские  и опытно-конструкторские работы) или переход на более дешевое  и низкокачественное сырье в  рамках уже существующих технологий не могут быть отнесены к способам реализации стратегии минимизации  издержек.

Обычно в большинстве отраслей объем производства, при котором  достигается минимальная удельная себестоимость продукции, велик, поэтому  лишь относительно крупные организации  могут получить доступ к преимуществам  эффектов масштаба, организуя серийное производство и массовое продвижение  и сбыт. Однако необходимо отметить, что технологические инновации  обеих типов (радикальные и улучшающие) могут значительно влиять на параметры  стратегической кривой отрасли 1-го порядка, например, сдвигать экстремум ближе  к началу координат.

Ниже перечислены факторы, благоприятствующие применению стратегии минимизации  издержек, являющиеся следствием источников минимизации издержек:

отрасль производит достаточно стандартизированный  товар и возможности дифференциации ограничены;

спрос эластичен по цене;

вероятность переключения потребителей товара на другие велика.

6.1 Сильные стороны стратегии  минимизации издержек

Рассмотрим преимущества стратегии  минимизации издержек в свете  модели пяти сил конкуренции, предложенной Майклом Портером (рис. 1):

Конкуренция со стороны клиентов;

Конкуренция со стороны товаров-заменителей;

Конкуренция со стороны поставщиков;

Конкуренция между отраслевыми  организациями;

Конкуренция со стороны организаций  из других отраслей.

Рис. 1. Модель пяти сил конкуренции.

По отношению к прямым отраслевым конкурентам организация, имеющая  минимальные издержки, при прочих равных условиях имеет более высокую  рентабельность продаж. В том случае, если такая организация не имеет  максимальную в отрасли рыночную долю, у нее есть шансы завоевать  ее за счет большей рентабельности.

По отношению к покупателям  такая организация также имеет  сильные позиции, так как никто  кроме нее на рынке не может  предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.

Ничего конкретного в отношении  поставщиков в рамках модели сказать  нельзя, так как в отдельных  случаях минимальные издержки могут  в значительной мере достигаться  за счет благоприятных отношений  с поставщиками; с другой стороны, организация может от них сильно зависеть, так как последние осознают, что в значительной мере определяют успех выбранной организацией стратегии  минимизации издержек. Однако, если доля организации значительно превосходит  таковые других отраслевых организаций, она может до определенной степени  диктовать поставщикам свои условия.

По отношению к потенциальным  конкурентам такие организации  имеют сильные позиции в силу своего положения, но они могут значительно  ослабнуть, если конкуренты войдут в  отрасль с новыми, более эффективными технологиями.

По отношению к товарам-заменителям  статус организации с минимальными издержками не дает ощутимо выраженных преимуществ, за исключением случаев, когда конкурентоспособность товаров-заменителей  сравнима с таковой у организации.

Организации, сделавшей ставку на стратегию минимизации издержек, необходимо тщательно отслеживать  изменения в отраслевых технологиях, предпочтениях потребителей, и быть готовой в приемлемый срок осуществить  необходимую модернизацию или даже полную замену производственных мощностей, или внести должные коррективы в  номенклатуру производимой продукции; в противном случае она рискует  потерпеть неудачу.

Наиболее уязвимы организации, сделавшие ставку на стратегию минимизации  издержек к величине загрузки мощностей. Обычно считается, что оптимальной  является 95% загрузки от максимальной. При большей загрузке непропорционально  возрастает темп износа оборудования, при меньшей - резко возрастает себестоимость  продукции, обусловленная фактическим омертвлением части капитала, вложенного в это оборудование, и возрастанием доли удельных постоянных эксплуатационных издержек.

 

6.2 Слабые стороны стратегии  минимизации издержек

Недостатки, присущие стратегии минимизации  издержек, могут быть частично или  полностью устранены путем повышения  гибкости производства.

Основной слабостью стратегии  минимизации издержек является ее относительное  противоречие со стратегией дифференциации, то есть производством множества  модификаций продукции, что объяснятся тем фактом, что наиболее полно  достоинства производственного  эффекта масштаба достигаются при  достаточно значительных объемах производства. То есть, при наличии у производителя  сильно диверсифицированной продуктовой  линии, он не всегда сможет достичь  минимальных удельных издержек. Данное противоречие частично нивелируется при  применении гибкого производства, предполагающего:

низкие издержки перестройки и  переналадки производственных мощностей  при производстве различных модификаций  продукции;

достижение максимальности проявления производственного эффекта масштаба при относительно небольших объемах  производства.

 

7. Планирование издержек обращения  предприятия

Рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в  сфере товарного обращения продукции  требует правильной постановки учета, контроля и анализа издержек обращения. Этим задачам служит планирование издержек обращения торгового предприятия.

В плане определяется общая сумма  издержек обращения и их относительный  уровень в целом по торговой организации, а также по ее структурным подразделениям. В соответствии с действующим  порядком план издержек обращения разрабатывается  торговыми предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения зависят конечные финансовые результаты, возможности  увеличения основных и оборотных  средств, величина фондов материального  стимулирования, развития торговли и  социально-культурных мероприятий. Важной задачей планирования издержек обращения  торгового предприятия является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают  следующие факторы: рост объема товарооборота  и изменение его структуры, изменение  розничных цен на продукцию, уровень  производительности труда, внедрение  прогрессивных методов продажи  товаров и обслуживания покупателей  и другие. Необходимо учитывать также  факторы, характеризующиеся качественными  признаками (расположение магазинов, их специализация и так далее).

Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей  издержек обращения. Задача состоит  в том, чтобы выявить тенденции  издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень и  отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить  резервы экономии и меру обеспечения  высокой культуры обслуживания.

В процессе изучения отчетных данных издержки обращения торгового предприятия  оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям. Разница  между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного  периода умножают на размер изменения  уровня издержек обращения и делят  на 100. Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется  темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах  как отношение размера изменения  к первоначальному уровню издержек обращения.

Информация о работе Издержки производства, их классификация и пути минимизации