Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства 6
1.1. Понятие издержек производства 6
1.2. Теория вопрос 7
1.3. Классификация издержек производства 13
1.4. Региональные особенности издержек 22
и затрат предприятия
1.5. Издержки производства и доход 25
Вывод 29
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения 30
2.1. Анализ издержек производства 30
2.2. Основные пути снижения издержек производства 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства 6
1.1. Понятие издержек производства 6
1.2. Теория вопрос 7
1.3. Классификация издержек производства 13
1.4. Региональные особенности издержек 22
и затрат предприятия
1.5. Издержки производства и доход 25
Вывод 29
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения 30
2.1. Анализ издержек производства 30
2.2. Основные
пути снижения издержек
Заключение 36
Список
используемой литературы 38
ВВЕДЕНИЕ
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Основой
всякой хозяйственной деятельности
является стремление к получению
наибольшего дохода с наименьшими
затратами. В условиях рыночных отношений
любому предпринимателю становится объективно
необходимым устраивать свое хозяйство
как экономически выгодное предприятие,
с оптимальными размерами и соотношением
объемов и элементов издержек производства.
Поэтому очень важно и актуально с этой
точки зрения познание закономерностей
спроса и предложения, а, следовательно,
определение целевой установки что производить,
в каком количестве, по каким ценам реализовывать
продукцию и при этом получать максимальную
прибыль, а также иметь устойчивое положение
на рынке.
Активную стратегию цен осуществляют предприятия, которые более или менее автономно устанавливают свою цену с учетом действия других продавцов, но не в полном соответствии с ними. При этом стратегия может быть ориентирована либо на покрытие издержек и получение прибыли (покрывающие суммы), либо на рыночные отношения. Однако допустима и измененная стратегия максимальной цены. Это возможно при высоком уровне качества. Кроме того, стратегия максимальной цены может просуществовать долгое время при ограждении защитными правами (патенты) и рациональной протекционистской политике.
Низкая цена на продвигаемое на рынок изделие встречает очень гибкий спрос, что вызывает опасность появления на рынке конкурентов. Благодаря уже имеющимся производственным мощностям могут быть выпущены большие количества изделий, при этом используются преимущества снижения издержек в расчете на одно изделие.
Определение стратегии цен является трудоемкой задачей, так как следует учитывать как динамику цикла жизни изделия, его конкурентоспособность, спрос, так и собственные затраты (эффект сбыта) с самого начала производства.
Но для производства любого товара фирма должна приобрести производственные ресурсы. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих экономических ресурсов (факторов производства). Именно цены факторов производства определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе.
Наконец, существует множество этических аспектов и проблемы экономической политики. В частности, безнравственный подход к установлению цен на факторы производства приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов. Ситуация осложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения может воздействовать политика и практические меры воздействия государства и других институтов.
Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:
— изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;
— углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль.
— исследована классификация издержек производства с разделением их на постоянные, переменные, что позволяет решать ряд практических задач, а именно: при рассмотрении динамики доли постоянных затрат можно принимать управленческие решения, а также выявлять возможные резервы снижения издержек производства.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ИЗДЕРЖЕК
ПРОИЗВОДСТВА
1.1.
Понятие издержек производства
Прежде чем начать говорить об экономическом содержании издержек производства, на мой взгляд, необходимо уяснить, какую экономическую категорию мы в последующем будем называть издержками производства. На протяжении всего существования экономической теории как науки все теоретики с различной степенью принципиальности и упорства доказывали состоятельность либо несостоятельность того или иного трактования издержек. Эти споры неизбежны и в дальнейшем. И это вполне справедливо, поскольку экономическая мысль находится в непосредственной связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией. Поэтому многие понятия и термины приобретают новую окраску. Можно рассмотреть зависимость степени ценочувствительности покупателя промежуточного товара от доли затрат на этот товар в общей сумме затрат на получение конечного результата. Если сделать следующий шаг в рассуждениях, то он приведет к тому, что на удорожание любого промежуточного товара (скажем, сырья) покупатель отреагирует тем большим сокращением объемов закупок, чем больше доля затрат на этот товар в общей их величине и соответственно — чем существеннее это удорожание скажется на величине затрат на производство, на прибыли и объемах продаж конечного товара. Этот эффект Липсиц И.В. [9 с.304] назвал эффектом оценки товара через конечный результат, который он определил следующим образом: «чем покупатель более чувствителен к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения конечного результата, тем он будет более чувствителен к цене такого промежуточного товара» [9 с.304]. Уже это обстоятельство доказывает непреходящую актуальность заниматься вопросами издержек производства
Следует сразу же оговориться, что в данной работе под издержками производства в самом общем виде и широком смысле мы будем понимать затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им.
Понятие
затрат обычно ассоциируется с определенными
потерями, жертвами, которые приходится
нести для получения некоторых полезных
результатов.
1.2.
Теория вопроса
Основоположником классической школы в экономической науке вполне справедливо считается Адам Смит. В 1776 году написан его основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Автор считает, что по мере движения спроса и предложения дневные и даже часовые колебания цен постоянно сужаются, стремясь к некоему «нормальному» уровню.
Ценность товара — сумма нормальных возмещений, уплачиваемых всем факторам, участвовавшим в производстве данного товара. Следовательно, в реальном мире «естественная цена» вещи определяется денежными затратами на ее производство, складывающимися из заработной платы, ренты и прибыли — «каковые сами суть «естественные» цены труда, земли и капитала».
Адам Смит свел применение трудовой теории относительных цен к предположительному «грубому и примитивному состоянию общества», а Риккардо сделал следующий шаг и показал, что однофакторная теория ценности может, пусть не вполне совершенно, объяснить, как формируются цены в реальном мире. Он продолжал придерживаться трудовой теории ценности А. Смита только потому, что она была грубым приближением и к тому же была удобна для его изложения модели. Он ввел понятие «различные скорости оборота капитала», и проблему издержек рассматривал с этих позиции. Действительно, товары, произведенные с одинаковыми удельными издержками, продаются по одинаковым ценам. Но на самом деле проблема намного сложнее, чем представлял ее Д. Риккардо.
Следующая эпоха развития трудовой теории стоимости пришлась на работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической экономической теории. Именно эта марксистская теория стоимости до недавнего времени бралась за основу многими авторами работ по экономической теории при рассмотрении вопросов издержек производства [12 с.387]. Основоположники марксизма утверждают, что на рынке одинаковые потребительные стоимости будут иметь одну и ту же стоимость — на уровне тех затрат, которые считаются общественно необходимыми, то есть средними в данных общественных условиях. «Общественно необходимое рабочее время [12 с.387] — есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».
Итак, согласно трудовой теории стоимости, ее величина определяется временем, общественно необходимым для производств данного товара.
Во второй половине Х1Х века была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, получившая название маржинализма. Это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения, данный субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются и издержки производства.
С точки зрения марксистской теории трудовой стоимости, последняя создается в производстве, а проявляется на рынке.
В 1871 году Карл Менгер готовит и издает фундаментальный труд под названием «Основания политической экономии». В третьей главе «Оснований», разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью - «Ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует».
Родоначальником нового направления в теории ценности и цен явился выдающийся английский экономист Альфред Маршалл. Он соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения, а также с теорией издержек. Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. По мнению А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, это превышение ее издержек уровня рыночной цены.
А. Маршалл, прежде всего, делает различия между «рыночным периодом», когда предложение постоянно, «краткосрочным периодом», в котором предлагаемые количества благ могут увеличиваться, но производственные мощности постоянны и «долгосрочным периодом», при котором производственные мощности переменны, но ресурсы, потенциально доступные отрасли, постоянны.