Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства 6
1.1. Понятие издержек производства 6
1.2. Теория вопрос 7
1.3. Классификация издержек производства 13
1.4. Региональные особенности издержек 22
и затрат предприятия
1.5. Издержки производства и доход 25
Вывод 29
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения 30
2.1. Анализ издержек производства 30
2.2. Основные пути снижения издержек производства 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
В данной работе все последующие главы будем рассматривать с позиции маршаллианской экономической теории.
Рассматривая
современную сферу
Таким образом, мы наблюдаем две ступени совершенствования структуры общественного хозяйства и соответственно развития стоимостных отношений. Первая знаменует собой достижение экономикой, основанной на стоимостных оценках, предела ее внутренних возможностей: с распространением принципов воспроизводимости и массовости на большинство потребительских услуг индустриальный тип хозяйства доказал свою способность ответить и на этот вызов со стороны потребителей. Вторая ступень, сменившая первую без серьезных внешних потрясений, знаменует преодоление индустриальной модели, которая продемонстрировала здесь всю иллюзорность своих возможностей: будучи способной, отвечать на запросы человека-потребителя, она не в состоянии столь же адекватно удовлетворять потребности человека как творческого субъекта.
Издержки производства традиционно рассматривались как важнейший компонент, узаконивающий денежные оценки благ со стороны производства. В соответствии с этим экономисты никогда не пренебрегали анализом соотношения и взаимодействия факторов производства, определяющих уровень развитости хозяйственной системы. Между тем любая беспристрастная оценка современного положения дел неизбежно имеет своим результатом не столько обнаружение новой композиции естественных ресурсов, труда и капитала, сколько признание того, что все они не могут оцениваться сегодня иначе как второстепенные.
Как утверждают многие зарубежные экономисты сегодня, для экономического анализа актуально сосредоточиться не только на объективных характеристиках факторов производства, но и на субъективных качествах участвующих в этом процессе людей. Именно на этом уровне впервые можно говорить о том, что человек перестает быть субъектом труда как рациональной деятельности, затраты которой прямо пропорциональны ее результатам, и становятся субъектом творческих процессов, значимость которых не может быть оценена в экономических категориях.
Причина этого заключена в характере деятельности современного человека. В условиях экономического общества, когда основной задачей людей оставалось материальное обеспечение своего существования, производство не только противостояло потреблению как автономная сфера, но и происходило в условиях, когда фактически любое материальное благо имело полезность и могло быть потреблено если не его создателем, то другими членами общества. В этой ситуации оставалась как бы фоном, а количественная величина стоимости определялась, прежде всего, издержками производства. Таким образом, когда издержки по созданию того или иного блага перестают быть значимым фактором, способным ограничить масштабы его производства, главная роль в определении величины стоимости продукта закрепляется за его полезностными оценками.
Попытки определить стоимость со стороны потребления неизбежно приводят к вопросу об основных характеристиках потребностей современного человека в тех или иных благах.
Среди факторов, определяющих чувствительность покупателей к уровням цен, можно выделить два любопытных эффекта: эффект затрат на переключение и эффект разделения затрат.
Уникализация
товара позволяет снизить
Это хорошо прослеживается на рынках сложнотехнической продукции, использование которой требует дорогостоящего обучения персонала. Даже если иная марка такого рода товаров предлагается дешевле, то покупатель может этим и не соблазниться, поскольку не захочет тратить средства и усилия на переобучение персонала. Соответственно — если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны — фирма, желающая переманить покупателей у конкурентов, в таком случае должна предлагать столь существенные, столь драматичные скидки с цены, чтобы их величина смогла преодолеть не просто безразличие, но экономическую привычку покупателей.
«Такую ситуацию принято называть эффектом затрат на переключение. Суть его в том, что покупатель оценивает новый товар на основе не только его полезности и цены, но и с учетом затрат, которые ему придется понести при переключении на этот новый товар».
Таким образом, эффект затрат на переключение состоит в том, что чем существеннее издержки, связанные с организацией использования специфической марки данного товара, тем менее покупатели будут чувствительны к ценам, когда станут решать, какую из альтернативных марок приобрести.
Эффект разделения затрат — чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем меньше чувствительность покупателя к цене.
Учет
этого явления может быть весьма
эффективным шагом на рынках тех
товаров, где оно прослеживается.
1.3.
Классификация издержек
производства
Рассматриваемая в данной работе тема издержек производства — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения.
Постараемся рассмотреть этот вопрос, как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике России.
Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуальна оценка столь немаловажного фактора, влияющего на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, и не вечный ли это вопрос: «Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?». Все это говорит о том, что издержки производства — одна из основных слагаемых успеха деятельности любого предприятия.
Итак, в главе 1 настоящей работы мы уже оговорили ту экономическую категорию, которую в дальнейшем будем называть «издержками производства». Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Роль издержек в определении ценовой политики фирмы неоспорима. Логика коммерческой деятельности состоит в том, что цены прямо связаны с определением объемов продаж. Между тем сумма, которую покупатели готовы уплатить за товар, никак не связана с издержками, которые необходимы для его изготовления. Эти издержки прямо влияют лишь на решения изготовителей о том, какие товары и в каком количестве стоит выпускать.
Для этого необходим эффективный подход к ценообразованию. Он состоит в том, чтобы сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с издержками, которых потребует производство этих товаров, а уж затем решать, — что именно стоит производить и кому продавать. Нетрудно заметить, что и в такой логике издержки существенно влияют на цены и коммерческую политику фирмы.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. [3 1т.-с.352, 2т.-с.503] несколько шире рассматривают понятие издержек производства. Понятие «издержек» они ассоциируют с определенными потерями, жертвами, которые приходится нести для получения некоторых полезных результатов. Вышеуказанные авторы считают, что нет единого и в то же время достаточно простого метода определения издержек.
По роли в процессе производства издержки делят на основные и накладные. К основным издержкам относят те, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, принимают в нем главное участие и являются преобладающими в общей величине издержек. Так, при исчислении издержек при производстве продукции к основным затратам относят затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, заработную плату. К накладным относят затраты по организации производства и управлению производством.
По способу отнесения на производимую продукцию и включения в издержки производства затраты подразделяют на прямые и косвенные. Прямые издержки непосредственно связаны с производством отдельных видов продукции и их относят на издержки прямым путем на соответствующие виды продукции. Косвенные (распределяемые) издержки связаны с производством нескольких видов продукции, в силу чего распределение их между отдельными видами продукции осуществляется косвенным путем, пропорционально какой-либо условной базе.
Издержки производства и альтернативные издержки. И общественные, и частные издержки могут быть представлены двумя способами. Во-первых, как ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. И, во-вторых, как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлении использования тех же ресурсов. Первый подход подразумевает затратный метод, и поэтому издержки такого рода принято называть «бухгалтерскими». Второй подход — «экономический» в чистом виде. Если в первом случае говорят об издержках производства, то во втором — об издержках, благоприятных возможностей, или ценности наилучшей из отвергнутых альтернатив, или, наконец, просто об альтернативных издержках.
Новожилов В.В. предложил еще одну градацию издержек производства, которая, на наш взгляд, имеет место быть: явные и неявные издержки. Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т.д.). Неявные издержки определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данного предприятия. Для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело.
В собственности предприятия обычно имеются объекты длительного пользования — машины и оборудование, здания и сооружения. Понятно, что ранее сделанные расходы по их приобретению или сооружению не могут быть отнесены к издержкам данного периода. Поэтому предприятие не несет явных издержек в связи с их использованием, помимо тех, которые необходимы для поддержания их в работоспособном состоянии.
Однако оно несет неявные издержки, которые определяются как издержки упущенных возможностей.
Первоначально доктрину альтернативных издержек предложил Уикстид в доказательство ошибочности теории ценности, основанной на «реальных издержках». Теория альтернативных издержек представила как спрос, так и предложение зависящими от полезности, сведя все издержки к отказу от полезности. Уикстид отмечал, что «отсюда производственные издержки могут повлиять на ценность чего-либо только потому, что они сами представляют собой ценность другой вещи». Для того чтобы каким-то образом разрешить основное противоречие между подходами А. Маршалла и австрийской школой, Уикстид применил теорию альтернативных издержек к доходам и труду как таковому. Удалось ли ему этого достичь — вопрос спорный. Тем не менее, теория существует до сих пор, и многие современные экономисты трудятся над проблемами, достаточно часто прибегая к доктрине альтернативных издержек.
На стадии планирования хозяйственной деятельности любой компании часто возникает проблема выбора между двумя или большим количеством возможностей. В этом случае приходится планировать те издержки, которые повлечет за собой отдача предпочтения каждому из этих способов осуществления хозяйственной деятельности, то есть речь идет о будущих издержках. Отдавая предпочтение одному из возможных способов, компания будет нести не только издержки, связанные с этим способом, но также и утратит (откажется, потеряет) кое-что, отказавшись от альтернативной возможности. Поэтому при подсчете издержек в результате осуществления хозяйственной деятельности соответствующим способом необходимо оценивать их с точки зрения утраты других возможностей.