Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства 6
1.1. Понятие издержек производства 6
1.2. Теория вопрос 7
1.3. Классификация издержек производства 13
1.4. Региональные особенности издержек 22
и затрат предприятия
1.5. Издержки производства и доход 25
Вывод 29
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения 30
2.1. Анализ издержек производства 30
2.2. Основные пути снижения издержек производства 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
И.В. Липсиц предложил модель идентификации издержек, существенных для анализа цен.
Он указывает, на первый взгляд задача определения издержек достаточно проста, но здесь же отмечает, важно не столько уметь точно определять сумму затрат, сколько хорошо представлять, как она будет изменяться при изменении объемов продаж.
Задача усложняется тем, что далеко не все виды издержек необходимо принимать во внимание при обосновании ценовых решений, считает автор. Такого внимания заслуживают, во-первых, только предельные, или приростные, затраты (а вовсе не средние величины), а во-вторых, только те издержки, которых можно избежать. На практике, однако, выделить именно важные издержки не всегда просто. Чтобы разобраться в связанных с этим проблемах И.В. Липсиц предлагает обратиться вначале к предельным (приростным) издержкам.
В соответствии с законом спроса при более высокой цене компания будет иметь возможность продать товаров меньше, чем при более низкой. Обычно — если речь идет о нормальных товарах — дело именно так и обстоит.
Однако столь же однозначной зависимости издержек от объемов продаж не существует. При достаточно существенных колебаниях объемов производства (продаж) некоторые элементы издержек останутся теми же по абсолютной величине. Поэтому соответственно и изменение прибыльности при изменении цен совсем не линейно. Это побуждает нас при анализе различных ценовых политик фирмы придавать первостепенное значение только тем издержкам, которые действительно меняются при изменении цен, и связанным с этим изменениям в объемах продаж.
Таким образом, И.В. Липсиц предлагает все виды затрат, которые изменяются при изменениях цен и объемов продаж называть приростными издержками производства.
Как мы увидим далее, разделение издержек на приростные и неприростные достаточно близко к традиционной классификации затрат на постоянные и переменные, но все же не вполне совпадает с ней по существу. И именно этим фактором объясняется тот факт, что классификацию издержек по И.В. Липсицу мы рассматриваем прежде всего.
По своей экономической природе переменные издержки — это затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма, т.е. затраты на сырье и материалы, комплектующие и детали, заработную плату производственного персонала.
Постоянные издержки, напротив, по своей экономической природе являются затратами на создание условий для осуществления целевой деятельности. Важнейшими их элементами являются затраты на аренду помещений, оплату труда административного персонала, налоги на заработную плату, страховые платежи и т.д. И поскольку величина этих издержек не меняется в прямой связи с изменениями объемов производства, то, решая задачу о рациональности того или иного изменения цены на конкретный продукт фирмы, мы не можем полностью отнести эти издержки к категории приростных.
Однако некоторые из фиксированных затрат в состав приростных могут и должны быть включены, и не сделать этого — значит допустить ошибку в рассуждениях. Какие же издержки следует классифицировать как постоянные, но не приростные издержки производства? К этой группе И.В. Липсиц относит те постоянные издержки, осуществление которых оказывается необходимым как прямой результат изменения цены.
Проблема осложняется, как отмечает автор, тем, что часть затрат не может быть строго отнесена к постоянным или переменным. И поэтому было введено понятие условно-постоянных издержек, под которыми понимаются те виды постоянных затрат, которые остаются неизменными лишь в определенном диапазоне колебаний объемов выпуска.
Есть в методике обоснования коммерческих решений один принцип, который обычно усваивается практикующими менеджерами достаточно тяжело. Он состоит в том, что при обосновании цен следует учитывать только предотвратимые затраты. Предотвратимые издержки — затраты, которые еще не были осуществлены или могут быть аннулированы без потерь. Например, затраты, связанные с осуществлением рекламной кампании нового товара, являются предотвратимыми — фирма может их осуществлять или не осуществлять в зависимости от того, какое решение она примет. Но вот затраты на аренду помещения, в котором размещается отдел рекламы, если они обусловлены долгосрочным договором аренды, — это уже затраты невозвратные. Их фирма должна осуществить в любом случае и при любом варианте выбранной ею рекламной политики.
Таким образом, противоположностью предотвратимых издержек являются невозвратные издержки (иногда их еще называют утраченной стоимостью). Именно к этой категории следует относить затраты на маркетинговые исследования. То есть невозвратные издержки — затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики.
Постоянные издержки.
Вопрос, в котором практически все экономисты единодушны, так это в классификации издержек производства в зависимости от влияния на их величину объемов производства.
Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю [10 с.308] дают следующее определение: «Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства». О.Ю. Мамедов [10] добавляет: «Постоянные издержки фирмы имеют место даже в том случае, если фирма ничего не производит». Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования предприятия. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также оплата труда высшего управленческого персонала и будущих специалистов предприятия.
С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская предложили постоянные издержки разделить на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены.
К стартовым издержкам относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации.
Разделение издержек на остаточные и стартовые может представлять интерес лишь в случае, когда рассматривается вопрос о целесообразности полного прекращения хозяйственной деятельности.
Как уже упоминалось, определенная величина постоянных издержек является выражением того, что создан определенный потенциал, позволяющий достичь определенного объема производства и реализации. Если хозяйственная деятельность осуществляется в рамках данного объема, постоянные издержки будут неизменными. Расширение потенциала, например, в форме увеличения машинного парка, увеличения числа штатных сотрудников и расширения помещении, повлечет за собой рост постоянных издержек (на амортизацию, оклады и арендную плату). Этот рост произойдет в форме скачков, ибо перечисленные производственные факторы могут приобретаться лишь в определенных неделимых количествах.
Переменные издержки.
Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю предложили следующее определение переменных издержек: «Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства». Примем его за основу и рассмотрим вопрос переменных издержек более детально.
Примерами переменных издержек на производственном предприятии являются издержки на приобретение сырья, рабочей силы и энергии, необходимых в процессе производства.
На торговых предприятиях наиболее значительными переменными издержками являются издержки на приобретение товаров. К прочим переменным издержкам могут относиться издержки на упаковку и комиссионное вознаграждение продавцам.
С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская рассмотрели подробно пропорциональные переменные издержки, под которыми понимаются переменные издержки, которые изменяются относительно в той же пропорции, что и производство и реализация продукции.
Те же авторы, нужно отдать им должное, немалое внимание уделяют дигрессивным переменным издержкам и прогрессивным переменным издержкам.
Под
дигрессивными переменными
Предельные
издержки — это дополнительные издержки,
связанные с производством дополнительной
единицы продукции наиболее дешевым способом.
Значения предельных издержек представляют
собой разность между соседними значениями
общих издержек и определяют предельные
издержки производства добавочной единицы
продукта. Для каждого уровня производства
существует особое, отличное от других,
значение предельных издержек. Общие же
издержки, естественно, должны расти вследствие
хотя бы одного того, что нельзя получать
прироста продукции без определенных
положительных предельных издержек.
1.4.
Региональные особенности
издержек и затрат предприятия
Одним
из фактических результатов череды
перестроечных и
Среди разноплановых факторов, определяющих конкурентоспособность товаров-аналогов, первостепенное значение имеют издержки производства. По сравнению с индустриально развитыми странами промышленное производство в России более материало- и энергоемкое. При такой дороговизне материальных факторов производства трудно рассчитывать на использование ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на внешнем рынке.
Основные
налогоплательщики —
В
такой ситуации разумным является курс
на обоснованное снижение основных групп
затрат — налоговых платежей и
производственных издержек предприятия.
Налоги в цене составляют половину
всех затрат на производство и реализацию
продукции.
Тем не менее, резкое падение курса рубля после 17 августа 1998 года и последовавшая за этим мощная инфляция явились решающими факторами обвального роста затрат на производство и себестоимости продукции. Деятельность в условиях рыночной экономики требует сокращения затрат и увеличения за счет этого прибыли предприятий, столь необходимой для образования фондов развития производства и социального развития.
Издержки производства — один из основных качественных показателей работы предприятия. В них находят отражение все процессы, связанные с производством, использование материальных ресурсов и основных фондов, уровень производительности труда и организации производства, организация подготовки и сбыта продукции и др.
Производственные издержки исчисляются по отношению к валовой и товарной продукции, полная себестоимость — только по отношению к товарной продукции. При анализе и планировании различают себестоимость (издержки) товарной продукции, реализованной продукции, единицы продукции.
Почему существует такое явление как региональная экономика? Что составляет основу торговли между регионами? В общем виде региональная экономика является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Отдельные регионы, как и отдельные лица, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
В основе более углубленного исследования вопроса «Почему существует явление и экономический термин, такой как региональная экономика?» лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются на территории одной страны крайне неравномерно; регионы существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.
Экономическая эффективность, с которой регионы способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. По мере эволюции региональных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой регионы производят различные товары, будет также изменяться.