Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает такое состояние хозяйства страны, которое способность защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, структура и показатели…..5
1.1.Содержание и структура экономической безопасности страны…............5
1.2.Характеристика основных показателей экономической безопасности…………....7
1.3. Концепция экономическо безопасности…………………………………...9
1.4. Критерии оценки и показатели экономической безопасности…………..14
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…...18
2.1. Виды угроз экономической безопасности России………………………..18
2.2.Анализ современного состояния экономической безопасности страны ..26
2.3.Необходимые меры для повышения экономической безопасности РФ…35
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский Государственный технический университет»
Кафедра: «Экономическая теория»
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Экономическая безопасность РФ»
Выполнил:
Научный руководитель:
Ижевск 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, структура и показатели…..5
1.1.Содержание и структура
экономической безопасности страны…............5 1.2.Характеристика основных показателей
экономической безопасности………………………………………………
1.3. Концепция экономическойбезопасности……………
1.4. Критерии оценки и показатели экономической безопасности…………..14
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…...18
2.1. Виды угроз экономической безопасности России………………………..18
2.2.Анализ современного состояния экономической безопасности страны ..26
2.3.Необходимые меры для повышения экономической безопасности РФ…35
Заключение
Список используемой литературы
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает такое состояние хозяйства страны, которое способность защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание не случайно: масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на сцену общественной жизни.
Здесь недопустимы
легкомыслие и попытки
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Цель курсовой - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава1.Экономическая безопасность: сущность, структура и показатели
1.1.Содержание
и структура экономической безопасности
страны
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Следует выделить три ее наиболее важных элемента:
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз. Являясь материальной основой национальной безопасности, экономическая безопасность является и гарантом независимости страны.
Очевидно, что весьма ответственна роль науки в разработке основных стратегий по борьбе с угрозами как экономической в отдельности, так и национальной безопасности в целом. Интенсивные исследования в области экономической безопасности России начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по экономической безопасности (от 3 июня 1992 г.), хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин. С распадом СССР старая концептуальная основа защиты национально-государственных интересов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности, поэтому начала складываться Концепция национальной безопасности нового суверенного государства.
1.2. Характеристика основных показателей экономической безопасности
Среди
показателей экономической безопасности
можно выделить показатели::
-
экономического роста (динамика и структура
национального производства и дохода,
показатели объемов и темпов промышленного
производства, отраслевая структура хозяйства
и динамика отдельных отраслей, капиталовложения
и др.);
-характеризующие природно-ресурсный,
производственный, научно-технический
потенциал страны;
-характеризующие
динамичность и адаптивность хозяйственного
механизма, а также его зависимость от
внешних факторов (уровень инфляции, дефицит
консолидированного бюджета, действие
внешнеэкономических факторов, стабильность
национальной валюты, внутреннюю и внешнюю
задолженность);
-
качества жизни (ВВП на душу населения,
уровень дифференциации доходов, обеспеченность
основных групп населения материальными
благами и услугами, трудоспособность
населения, состояние окружающей среды
и т. д.) -
Пороговые уровни снижения безопасности
можно охарактеризовать системой показателей
общехозяйственного и социально- экономического
значения, отражающих, в частности:
-предельно
допустимый уровень снижения экономической
активности, объемов производства, инвестирования
и финансирования, за пределами которого
невозможно самостоятельное экономическое
развитие страны на технически современном,
конкурентноспособном базисе, сохранение
демократических основ общественного
строя , поддержание оборонного, научно-технического,
инновационного, инвестиционного и образовательно-
-
предельно допустимое снижение уровня
и качества жизни основной массы населения,
за границами которого возникает опасность
неконтролируемых социальных, трудовых,
межнациональных и других конфликтов;
создается угроза утраты наиболее продуктивной
части национального "человеческого
капитала" и нации как органичной части
цивилизованной общности;
-
предельно допустимый уровень снижения
затрат на поддержание и воспроизводство
природно-экологического потенциала ,
за пределами которого возникает опасность
необратимого разрушения элементов природной
среды, утраты жизненно важных ресурсных
источников экономического роста, а также
значительных территорий проживания,
размещения производства и рекреации,
нанесение непоправимого ущерба здоровью
нынешнего и будущего поколений и др.Обобщая
выше сказанное, можно сказать, что экономическая
безопасность - это способность экономики
обеспечивать эффективное удовлетворение
общественных потребностей на национальном
и международном уровнях. Иными словами,
экономическая безопасность представляет
собой совокупность внутренних и внешних
условий, благоприятствующих эффективному
динамическому росту национальной экономики,
её способности удовлетворять потребности
общества, государства, индивида, обеспечивать
конкурентноспособность на внешних и
внутренних рынках, гарантирующую от различного
рода угроз и потерь. Из
этого можно сделать два вывода:
Первый.
Экономическая безопасность страны должна
обеспечиваться прежде всего эффективностью
самой экономики, то есть, наряду с защитными
мерами, осуществляемыми государством,
она должна защищать сама себя на основе
высокой производительности труда, качества
продукции и т. д.
Второй.
Обеспечение экономической безопасности
страны не является прерогативой какого-либо
одного государственного ведомства, службы.
Она должна поддерживаться всей системой
государственных органов, всеми звеньями
и структурами экономики.
Так в 1992 г.
был принят закон РФ «О
В законе сказано, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.
В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. были определены:
– законность;
– соблюдение
баланса жизненно важных интересов личности,
общества,
– интеграция с международными системами безопасности.
Парадигма государственной безопасности базируется на основных представлениях об угрозах страны, поэтому с возникновением новых угроз изменялось и содержание Концепции национальной безопасности (далее – Концепция). Таким образом, с середины 1994 г. начинается разработка Концепции, которая была обнародована годом позже как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 1996 г. Разработанная система включает определение Концепции как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. В Стратегии отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны.
Сегодня действует новая Концепция, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2000 г. В ней учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности. В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер (также имеется в виду и ключевое значение национальных интересов в сфере экономики) и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала , стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.