Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает такое состояние хозяйства страны, которое способность защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, структура и показатели…..5
1.1.Содержание и структура экономической безопасности страны…............5
1.2.Характеристика основных показателей экономической безопасности…………....7
1.3. Концепция экономическо безопасности…………………………………...9
1.4. Критерии оценки и показатели экономической безопасности…………..14
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…...18
2.1. Виды угроз экономической безопасности России………………………..18
2.2.Анализ современного состояния экономической безопасности страны ..26
2.3.Необходимые меры для повышения экономической безопасности РФ…35
Заключение
Список используемой литературы
3. Валютный рынок. Основные
4. Рынок рабочей силы.
В то время как развитые страны ограничивают процесс иммиграции, Россия уже испытывает настоящую экспансию из Азии, прежде всего, из Китая. Причем, незаконная иммиграция во много раз превосходит законную. Эта угроза приводит к обострению на российском рынке труда, увеличивая спрос на рабочие места и снижая цену труда (заработную плату). К тому же иммигранты обходятся работодателям дешевле, т.к. не имеют никаких социальных гарантий.
К угрозам экономической
Угрозы экономической безопасности России
Виды угроз |
Оценка |
Коррупция в органах власти |
7,49 |
Спад производства в наукоемких отраслях |
7,43 |
Резкий рост преступности |
6,31 |
Разрушение отечественных |
5,60 |
Невыполнение государством функций защиты субъектов хозяйствования |
5,32 |
Взаимоотношения России с международными субъектами экономических отношений неоднозначны и могут, как открывать новые возможности для России, так и нести определенные угрозы ее безопасности. Рассмотрим эти отношения, во-первых, с международными экономическими организациями и странами, и, во-вторых, с субъектами международного бизнеса.
Важное значение для России имеет вступление в Всемирную торговую организацию (ВТО). Задачи, решение которых может обеспечить участие России в ВТО:
Однако ВТО требует резкой либерализации российской экономики, в том числе ее открытия для иностранных субъектов. В числе требований:
Безоглядное выполнение требований ВТО может привести к росту цен на энергоносители в России (а, значит, и на все) , неконтролируемому увеличению экспорта сырья и уменьшению доходов от него вследствие снижения мировых цен, резкому увеличению импорта и разорению отечественных производителей большинства товаров и услуг, а, следовательно – росту безработицы, массовому притоку иностранной рабочей силы (азиатской), не избалованной социальными гарантиями и потому более дешевой. Отмена экспортных пошлин приведет к росту цен на энергоносители и затем на все товары и услуги.
Российское законодательство не соответствует правилам ВТО в области разрешенных государством форм поддержки экономики. В случае вступления в ВТО и перехода к международным правилам (поскольку Конституцией установлен приоритет международных норм), обрабатывающая промышленность, сфера услуг и сельское хозяйство в России практически исчезнут.
Кроме того, вступление в эту организацию само по себе еще не гарантирует экономического роста. Например, хотя Кыргызстан, Молдова и Грузия вступили в ВТО, но показатели ВВП на душу населения у них остались самыми низкими среди 14 стран, принятых в последние 5 лет.
Особую сферу представляет деятельность крупных субъектов международного бизнеса в России, прежде всего – транснациональных корпораций (ТНК).
Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность для российской экономики, т.к.:
ТНК стремятся подчинить своим интересам отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными преимуществами.
ТНК стремятся закрепить сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных отраслях – обеспечить свое лидерство. Им выгоден экономический кризис в стране – они дешевле скупают убыточные предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную информацию всех международных рейтинговых агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет.
Проникновение субъектов международного бизнеса в Россию идет через инвестиции в капитал российских хозяйствующих субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр.
Ряд крупных ТНК уже действуют в реальном секторе российской экономики – «Дженерал моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Кока Кола», «Симменс», Эриксон» и др.
Особый вид угроз связан с
деятельностью олигархов в
Следует учитывать, что олигархические группировки внесли значительный вклад в интеграцию нашей страны в мировую экономику; они обеспечивают сегодня основную часть отечественных инвестиций. Нефтяные компании обеспечили значительное снижение себестоимости добываемой нефти, снизив тем самым зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры. Олигархические группировки сегодня во многом выступают инициаторами дальнейшей либерализации отечественной экономики.
В то же время роль олигархических групп, по мнению некоторых авторов, является антинациональной. Как субъекты российской экономики олигархи выступают, в основном, в роли иностранных инвесторов. Олигархическая собственность на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно оффшорные компании. Семьи большинства олигархов постоянно живут за пределами России и большинство олигархии не связывает личные и семейные стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью, что порождает, в том числе, продолжение масштабного вывоза капитала за пределы России.
Серьезную опасность представляет высокая степень криминализации экономики. «Теневая» составляющая российской экономики достигла критических величин – если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то России – почти в 25%.
Среди общих тенденций российской организованной преступности можно выделить следующие :
постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры;
Россия также все сильнее
вовлекается в процесс
Следовательно, в международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной структурой, резкое несоответствие между внутренним и внешним рынком при агрессивной политике сильных международных субъектов.
Таблица 2.Динамика реального объема
произведенного ВВП в % к предыдущему году
(Основные показатели
системы национальных счетов Copyright
© Федеральная служба государственной
статистики// http://www.gks.ru/bgd/free/
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
103.0 |
101.5 |
101.7 |
102.6 |
108.5 |
Рыболовство, рыбоводство |
101.2 |
103.4 |
112.0 |
100.6 |
97.2 |
Добыча полезных ископаемых |
108.6 |
100.9 |
102.1 |
97.3 |
100.4 |
Обрабатывающие производства |
106.7 |
105.7 |
104.9 |
108.1 |
101.2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
102.0 |
101.3 |
102.6 |
100.4 |
101.0 |
Строительство |
110.3 |
110.5 |
111.8 |
113.7 |
113.2 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
109.2 |
109.9 |
108.7 |
112.5 |
108.4 |
Гостиницы и рестораны |
105.9 |
108.8 |
111.2 |
114.9 |
110.3 |
Транспорт и связь |
110.9 |
106.8 |
109.4 |
103.4 |
107.4 |
Финансовая деятельность |
109.9 |
109.8 |
110.4 |
112.5 |
106.6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
102.8 |
111.8 |
105.6 |
119.5 |
110.8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
105.5 |
96.9 |
105.0 |
103.9 |
103.6 |
Образование |
100.4 |
100.4 |
101.8 |
101.2 |
100.7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
101.1 |
103.1 |
103.8 |
102.7 |
100.6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
112.4 |
107.5 |
112.7 |
107.4 |
104.2 |
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества |
114.1 |
106.9 |
111.0 |
112.6 |
106.8 |
Итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности (в основных ценах) |
106.9 |
106.2 |
106.3 |
107.8 |
105.6 |
Чистые налоги на пpодукты |
109.8 |
108.3 |
108.9 |
109.6 |
105.5 |
Валовой внутренний продукт (в рыночных ценах) |
107.2 |
106.4 |
106.7 |
108.1 |
105.6 |