Экономическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает такое состояние хозяйства страны, которое способность защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, структура и показатели…..5
1.1.Содержание и структура экономической безопасности страны…............5
1.2.Характеристика основных показателей экономической безопасности…………....7
1.3. Концепция экономическо безопасности…………………………………...9
1.4. Критерии оценки и показатели экономической безопасности…………..14
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…...18
2.1. Виды угроз экономической безопасности России………………………..18
2.2.Анализ современного состояния экономической безопасности страны ..26
2.3.Необходимые меры для повышения экономической безопасности РФ…35
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Эк. теория.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

       В Стратегии определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ:

        –своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних                                                                угроз национальной безопасности;

         – реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению          нейтрализации внутренних и внешних угроз;

        – обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

                – подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого         и  социально ориентированного экономического курса;

         –преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

         –обеспечение на всей территории государства личной безопасности    человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

        – совершенствование системы государственной власти, федеративного и          местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование  гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

        – неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими           партиями, общественными и религиозными организациями;

         – равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

        –   подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

        Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ внутриэкономической деятельности следует считать:

         – правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

         – усиление государственного регулирования в экономике;

        – принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

        Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимизации роста благосостояния общества и каждого гражданина.

        На первый план нужно выдвинуть задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

       Очень большое  значение имеют усиление государственной  поддержки инвестиционной и инновационной  активности; принятие мер по созданию  устойчивой банковской системы,  отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы , привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

       Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.4. Критерии оценки и показатели экономической безопасности 

        Состояние экономической безопасности оценивается перечнем критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Находясь за пределами этих значений, система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, в ней усиливается коррупция и криминалитет. Поэтому важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности является определение ее основных критериев. Стратегия определяет эти критерии и параметры, причем критерии принимаются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу.                             

       Для нахождения ( в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: определить сферу или отрасль экономической деятельности; рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.                                           

        В зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков определяются виды экономической безопасности:

         – энергетическая безопасность ( энергетические проблемы не перестают

напоминать о себе, это связано  с дороговизной источников энергии  и               конкурентной борьбой за контроль над  этими ресурсами);

         –  инфляционная безопасность (выражается в росте цен);

         –   внешнеэкономическая безопасность ( обусловлена взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков, а   проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота);

         – интеллектуальная безопасность (достигают с помощью патентной защиты,  таможенного регулирования);

         – информационная безопасность ( связана с тем, что информации и

информационные технологии в организации  современных рынков, бизнеса играют особую роль).

       В общем смысле, содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности. Существует также классификация ее угроз, которая содержится в Стратегии. Она определена следующим образом:

        –   увеличение имущественной дифференциации населения ( расслоение

общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;      увеличение доли бедных слоев населения, рост безработицы; задержка выплаты зарплаты, остановка предприятий);

          –   деформированность структуры российской экономики ( усиление

топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки           полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий ; свертывании производства в машиностроении; подрыв научно-технического                                потенциала России, деградация ; приобретение иностранными инвесторами         российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков; рост внешнего долга России);

                  – возрастание неравномерности социально - экономического развития                      регионов (наличие депрессивных регионов; нарушение производственно-        технологических связей; увеличение разрыва в производстве ВВП на душу     населения в регионах);

                – криминализация общества и хозяйственной деятельности ( рост безработицы; сращивание части чиновничества с организованной преступностью; ослабление системы государственного контроля над процессами приватизации, процессами в финансово-банковской сфере, экспортно-импортными операциями и др. ).

       На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые формулируются следующим образом:

                   – экономический рост (динамика и структура национального производства  и  дохода , показатели объемов и темпов промышленного   производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

         –   характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-

технический потенциал страны;

          –   характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов ( уровень инфля-        ции, дефицит консолидированного бюджета, действие   внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

       –   качество жизни ( ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными   благами и услугами, трудоспособность населения, состояние                                          окружающей   среды и т.д.).

        Таким образом, система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности

 

2.1. Виды угроз экономической безопасности России

          Основные угрозы экономической безопасности России проявляются в тех секторах, в которых осуществляются экономические отношения с международными субъектами. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Товарный рынок. 

По прогнозам специалистов в  будущем в международной торговле будет опережающими темпами расти экспорт готовых изделий, сокращаться доля рынка сырья и доходы от него вследствие внедрения ресурсосберегающих технологий.

В этой сфере основными угрозами для России выступают:

  • нерациональная структура экспорта и импорта и возможность ее консервации, доля машинотехнических изделий в российском экспорте – менее 5%, (наукоемких – около 1%), а в импорте – более трети;
  • дискриминационные меры и, прежде всего антидемпинговые санкции других стран и блоков, В отношении России в 2001г. действовало 99 антидемпинговых и других процедур в 24 странах мира (в отношении черных металлов, металлопроката, азотных удобрений, текстиля), которые ежегодно приносят ущерб в размере 3,5 млрд. долл.;
  • незаконный экспорт природных ресурсов из России;
  • незаконный (контрабандный) ввоз товаров в Россию;
  • хронические крупные неплатежи за поставляемые топливно-энергетические ресурсы в страны СНГ;
  • зависимость состояния российской экономики (размера ВВП, инфляции, доходы бюджета, торговый баланс и пр.) от мировых цен на нефть;
  • резкая либерализация внешней торговли, которая может привести к увеличению вывоза не возобновляемых природных ресурсов и разорению большинства отечественных производителей, увеличить безработицу.

2. Финансово-кредитная сфера. 

Среди угроз можно отметить следующие :

  • слабость банковского сектора (его суммарный капитал составляет только 4% ВВП) угрожает исчезновением отечественных и появлением зарубежных субъектов и регуляторов (как частных компаний, так и международных организаций) этой сферы и экономики в целом в собственных интересах. В 2001 г. капитал и активы российской банковской системы – 10 и 80 млрд. долл., в то время как эти показатели для любого западного банка – соответственно 30-40 и 700-800 млрд. долл.;
  • рост влияния мировых финансовых процессов, колебаний конъюнктуры, в том числе негативного характера, на финансовую сферу и экономику в целом, что продемонстрировал кризис 1998 г.;
  • утечка капитала, которая обескровила экономику, лишив ее инвестиций, а бюджет потерял 100 млрд. долл. Россия, которая испытывает огромную потребность в инвестициях, на мировом рынке капиталов, как это ни парадоксально, является крупным экспортером капитала (особенно нелегального).
  • увеличение притока иностранных инвестиций имеет ряд негативных последствий. Во-первых, оно фактически способствует закреплению сырьевой экспортно-ориентированной модели российской экономики, поскольку половина всего объема инвестиций в промышленность – это инвестиции в топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Во-вторых, в настоящее время наблюдается не столько угроза оттока капитала из России, сколько угроза его существенного притока на рынок, который в силу своей узости может создать серьезные проблемы, как для устойчивости самого рынка, так и для устойчивости рубля.
  • негибкая и нерациональная долговая политика. Выплаты по внешнему долгу России доходят до 17 млрд. долл. ежегодно. Вступление России в Парижский клуб стоило ей потери 110 млрд. долл., которые были должны другие страны из общего долга в 160 млрд. долл. Сегодня эта цифра – 10 млрд. долл. Россия получила значительные доходы от высоких цен на нефть на мировых рынках и увеличила золотовалютные резервы. Российское руководство же объявило о полной и своевременной (и даже досрочной) выплате внешнего долга, хотя можно было вести переговоры о его реструктуризации и использовать эти средства на инвестиции.

Информация о работе Экономическая безопасность РФ