Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
При разработке концепции и сопутствующей ей стратегии экономической безопасности исходят из наличия различных внутренних и внешних угроз (факторов), которые вызваны трансформационными (переходными) процессами становления и развития рыночной экономики России. Роль и значение государства в этих условиях возрастает. В связи с этим возрастает необходимость исследования экономической безопасности и функций государства в этой области. А
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы анализа экономической безопасности……….…5
1.1. Сущность экономической безопасности…………………………..…5
. Показатели и критерии экономической безопасности…………...…9
1.3. Классификация угроз экономической безопасности……………....12
2. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации, их разрешение………………………………………………………………………19
2.1Состояние и проблемы экономической безопасности Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности………………………………………………………………..……21
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников….…………………...………….…….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы анализа экономической безопасности……….…5
1.1. Сущность экономической безопасности…………………………..…5
1.3. Классификация угроз экономической безопасности……………....12
2. Проблемы экономической
безопасности Российской Федерации, их
разрешение……………………………………………………
2.1Состояние и проблемы экономической
безопасности Российской Федерации………………………………………………………
2.2Деятельность государства по обеспечению
экономической безопасности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников….…………………...………….…….
Введение
Актуальность темы исследования. Экономическая безопасность – важнейший функциональный элемент, от которого зависит состояние и будущее развитие любой экономической системы. Экономическая безопасность – условие стабильного функционирования экономики, ее независимости и суверенитета, повышения благосостояния населения и его социальной защищенности.
При разработке концепции и сопутствующей ей стратегии экономической безопасности исходят из наличия различных внутренних и внешних угроз (факторов), которые вызваны трансформационными (переходными) процессами становления и развития рыночной экономики России. Роль и значение государства в этих условиях возрастает. В связи с этим возрастает необходимость исследования экономической безопасности и функций государства в этой области. Актуализация постановки этой проблемы вызвана, прежде всего тем, что сама рыночная экономика не является безопасной для всех в силу неопределенности функционирования рыночного механизма. Государство способно сглаживать негативные последствия функционирования рынка и изначально определить «правила игры» для всех субъектов рыночных отношений, используя инструменты регулирования экономики, а для обеспечения экономической безопасности государство реализует ряд специфических функций, что значительно увеличивает его общественное предназначение. Государство создает и поддерживает средства коммуникаций и обеспечивает доступ к информации, касающейся функционирования экономики на макро- и микроуровне, что снижает неопределенность, непредсказуемость, многих экономических процессов, создавая условия для повышения мобильности факторов производства, формирования инфраструктуры, той среды, в рамках которой только и могут протекать процессы самоорганизации.
Исследование функций государства по обеспечению экономической безопасности в этих меняющихся обстоятельствах требует диалектического подхода к оценке процессов, происходящих в ходе их осуществления. Это объясняется тем, что осуществление экономической безопасности имеет свои особенности, вытекающие из сложных экономических условий, уровней развития экономической системы, целей и интересов государства, общества, личности.
Переходное состояние
экономики усиливает
Необходимо отметить, что экономическая безопасность имеет объективно-субъективный характер. Реализуясь в рамках общих закономерностей развития экономики, она формируется в результате действия хозяйствующих субъектов разных уровней, и в результате приобретает черты и качества системы, которая взаимодействует со многими рыночными и нерыночными структурами. Такая система оказывает решающее воздействие на защищенность и эффективность хозяйствующих субъектов в системе экономической безопасности.
В ходе осуществления
экономической безопасности формируются
концепции и стратегии
1. Теоретические основы анализа экономической безопасности
Потребность в защите
от нежелательных внешних
Безопасность – это такое состояние государства, при котором вероятность изменения присущих ему качеств и параметров, а также его внешней среды невелика или меньше определенного предела. «Желательное состояние» государства определяется конкретным сочетанием параметров его жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания будет меняться и понятие «желательные изменения». Не менее важным для государства является правильная оценка уровня своей безопасности, т.е. отражение ситуации в его сознании. Оценка безопасности государства может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина данного расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.
Используя понятийно-категориальный аппарат концепции безопасности, можно было бы дать следующее определение безопасности: безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Первый уровень категориального анализа безопасности предполагает применение субъектно-объектного подхода, т.е. конкретизацию ее субъектов и тех сфер их жизнедеятельности, которые выступают объектами их отношений по поводу обеспечения потребности в защите от нежелательных внешних и внутренних изменений. В качестве субъектов безопасности предстают: индивиды, организации, государство и общество в целом. Объектами безопасности являются различные сферы жизнедеятельности людей: физическое существование, социальные отношения, экономическая деятельность и экология.
Следовательно, можно говорить о физической, социальной, экономической и экологической безопасности. Определение места категории «экономическая безопасность» в системе экономических отношений предполагает конкретизацию сфер экономической жизнедеятельности путем выделения предметов экономической безопасности, в качестве которых выступают виды ресурсов – запасы полезных ископаемых, основные и оборотные фонды и т.д.; дифференцированные части самих субъектов безопасности - район, город, область, социальная группа; качественные характеристики процессов (воспроизводство населения, ресурсов, возраст основных фондов) и видов деятельности (темпы технологического развития).
Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. По мнению профессора В.А. Тамбовцева, «…под экономической безопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». Доктор экономических наук В.А. Савин полагает, что «экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов России». В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности”. Авторы монографии «Продовольственная безопасность: (международные и внутренние аспекты)» В.С. Балабанов и Е.Н. Борисенко определяют экономическую безопасность как «…несущую конструкцию, каркас национальной безопасности и благополучия любого государства».
Профессор В.К. Сенчагов пишет о том, что для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность – важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки”. Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.
Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово – банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.
Таким образом, сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально – политической стабильности общества.
По хрестоматийному определению – это комплекс создаваемых государством условий, требований, нормативов, инструкций и директив, обеспечивающих и гарантирующих недопущение нанесения экономике государства непоправимого ущерба от внешних и внутренних экономических угроз. На наш взгляд, экономическая безопасность – это некоторый режим, состояние, правовая атмосфера, превентивно и автоматически обеспечивающие и гарантирующие надежность эффективного функционирования хозяйствующих объектов. А “комплекс создаваемых государством условий, требований – это то, что обеспечивает этот режим, состояние, правовую атмосферу экономической деятельности субъектов хозяйствования. Другими словами, условия и требования, предотвращение нанесение ущерба экономике страны, являются механизмами обеспечения необходимого уровня экономической безопасности, но сами безопасностью как таковой не являются (вообще каждое определение имеет конечной предел применимости).
Кандидат исторических наук А.Н. Михайленко приходит к выводу о том, что “…приемлемого определения экономической безопасности пока нет, что объясняется двумя обстоятельствами: экономическая безопасность и, как всякое междисциплинарное понятие, зависит от степени разработанности их научного аппарата. Поэтому исследование смысла содержания этого понятия может лишь следовать за уяснением категорий двух базовых дисциплин” (экономики и безопасности).
Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех областях и сферах деятельности, следует указать на базисную роль экономики, так как производство, обмен, распределение и потребление материальных благ первичны по отношению к другим непроизводственным сферам деятельности, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества. Базисный характер экономической безопасности формирует цели, задачи и функции государственных структур, а также критерии и показатели экономической безопасности.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента: