Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
При разработке концепции и сопутствующей ей стратегии экономической безопасности исходят из наличия различных внутренних и внешних угроз (факторов), которые вызваны трансформационными (переходными) процессами становления и развития рыночной экономики России. Роль и значение государства в этих условиях возрастает. В связи с этим возрастает необходимость исследования экономической безопасности и функций государства в этой области. А
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы анализа экономической безопасности……….…5
1.1. Сущность экономической безопасности…………………………..…5
. Показатели и критерии экономической безопасности…………...…9
1.3. Классификация угроз экономической безопасности……………....12
2. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации, их разрешение………………………………………………………………………19
2.1Состояние и проблемы экономической безопасности Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности………………………………………………………………..……21
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников….…………………...………….…….28
Все это привело к
тому, что экономические реформы
носили преимущественно
Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической безопасности государства из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
В-третьих, процесс начала
относительной финансово-
В сложившейся ситуации
российские предприниматели все
в большей степени сами становятся
заинтересованными в
В-четвертых, произошло
явное разочарование
В-пятых, глобализация мировой экономики и международных
производственных отношений ставит под
вопрос сохранение национально-государственной
формы организации экономических систем.
Российское предпринимательство, получив
прямой выход на мировые рынки, во многих
случаях сталкивается не просто с отдельными
конкурентными компаниями, а с государственно-
О том, что в процессе глобализации обостряется проблема национальных интересов и экономической безопасности государства, свидетельствуют такие тенденции, как осуществление в явных и скрытых формах государственной поддержки национального бизнеса на мировых рынках; расширение и увеличение числа зон национальных интересов ведущих стран мира, в первую очередь США; активное исследование проблем обеспечения безопасности национальных интересов зарубежными политологами и экономистами.
Можно было бы продолжить перечисление объективных процессов, лежащих в основе усилившегося в последнее время внимания к проблеме экономической безопасности России. Однако и перечисленные выше тенденции, и ведущиеся российскими учеными и специалистами исследования свидетельствуют о том, что сама проблема не надумана, а вполне конкретна.
2.2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности
Стратегической целью
обеспечения экономической
Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.
В условиях переходного периода, когда еще сохраняются диспропорции между внутренними и мировыми ценами на основные энергоносители и некоторые сырьевые товары, должна расширяться экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов и регионов, требуется сохранение, а в ряде случаев усиление воздействия определенных рычагов государственного контроля и координации в рамках единой внешнеторговой политики.
Наиболее важными задачами в условиях глобализации, обеспечивающие экономическую безопасность, должны стать:
Главная цель экономической
стратегии состоит в
В сфере борьбы с криминализацией экономики необходимо активизировать противодействие организованной преступности, в том числе пресечение деятельности международных преступных группировок. Должны быть приняты меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз экономической преступности, наносящей ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.
Крупные задачи должны быть
решены в области управления экономикой.
Совершенствование системы
Для поддержания экономической безопасности в глобализации экономики необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая: создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и осуществление институциональных преобразований; разработку механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России; укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.
Для решения поставленных
задач нужна разработка соответствующего
механизма их реализации. Механизм
обеспечения экономической
Глобализация представляет собой усиление взаимозависимости национальных экономик в результате увеличения масштабов международной торговли и расширения ее сферы и позволяет углублять международное разделение труда, более эффективно распределять средства и в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни. Наряду с национальными государствами и фирмами - традиционными субъектами международных отношений - на арену глобального экономического взаимодействия решительно вышли мощнейшие транснациональные корпорации (ТНК), быстро усиливаются позиции международных институтов. Такие изменения вызывают необходимость соответствующей корректировки механизмов обеспечения экономической безопасности.
Процессы глобализации
непосредственно затрагивают
В последние годы возникла потребность в контроле за деятельностью транснациональных корпораций и обеспечении конкуренции на глобальном рынке. Такими контролирующими институтами являются международные организации и объединения (ООН, ее экономические органы и специализированные учреждения, Организация экономического сотрудничества и развития, региональные экономические объединения, особенно ЕС, "большая восьмерка"), которые имеют возможность не только рекомендовать, но и действовать, оказывать реальное влияние на развитие событий. В связи с этим важной задачей становится обеспечение взаимодействия между национальными институтами, обеспечивающими экономическую безопасность. Отсюда объективная необходимость координации политики отдельных стран по поддержанию их экономической безопасности. Как правило, такая координация возможна в рамках региональных объединений (СНГ, ЕС и др.)
Важнейшим элементом
механизма обеспечения
Основные направления этой деятельности следующие.
Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.
Во-вторых, организация
работы по реализации комплекса мер
с целью преодоления или