Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

При разработке концепции и сопутствующей ей стратегии экономической безопасности исходят из наличия различных внутренних и внешних угроз (факторов), которые вызваны трансформационными (переходными) процессами становления и развития рыночной экономики России. Роль и значение государства в этих условиях возрастает. В связи с этим возрастает необходимость исследования экономической безопасности и функций государства в этой области. А

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы анализа экономической безопасности……….…5

1.1. Сущность экономической безопасности…………………………..…5
. Показатели и критерии экономической безопасности…………...…9
1.3. Классификация угроз экономической безопасности……………....12

2. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации, их разрешение………………………………………………………………………19

2.1Состояние и проблемы экономической безопасности Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности………………………………………………………………..……21

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованных источников….…………………...………….…….28

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Проблема экономической  безопасности имеет как собственный  объект экономическую систему, так  и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: военной, социальной, политической, экономической, информационной и т.д.

Поэтому проблему экономической  безопасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

К объектам экономической  безопасности России относятся не только государство, ее экономическая система и все ее природные богатства, но и общество с его институтами, учреждениями, предприятиями и личность.

Субъектами экономической  безопасности Российской Федерации  являются: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, фонды и страховые компании, соответствующие комитеты Федерального Собрания, а также производители и продавцы продукции, работ и услуг и общества потребителей.

Предметом государственной  деятельности в области экономической безопасности являются:

  • определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
  • формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Можно констатировать, что  вопросы экономической безопасности в последнее время приобретают  первостепенное значение в спектре  проблем государственной политики в области национальной безопасности. Особую значимость они приобретают в период реформирования общественно-экономической системы и ее трансформации в процессе развития рыночных отношений. Механизм экономической безопасности играет роль в отношении Центра и регионов, особенно при проявлении негативных тенденций в сфере экономических отношений.

 

 

1.2. Показатели и критерии экономической безопасности

 

 

Как отмечалось ранее, экономическая  безопасность оценивается с помощью системы критериев и показателей, которые позволяют определить:

  • природно-ресурсный потенциал;
  • уровень эффективности использования в регионе производственных фондов, капитала и труда (сопоставив его с достигнутой величиной в других регионах, развитых странах мира, можно установить пороговое значение, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму);
  • конкурентоспособность экономики;
  • состояние социальной стабильности в регионе и условия предотвращения и разрешения возможных социальных конфликтов.

Критерии экономической  безопасности оказывают непосредственное влияние на выбор определенных показателей (индикаторов) экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать и характеризовать эволюцию воспроизводства рынка, уровень его количественных и качественных параметров в системе мировой статистики.

Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике региона и наносит урон экономической безопасности. Показатели (индикаторы), по которым определены пороговые значения, являются системой показателей экономической безопасности.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, когда  весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Все зависимости между показателями безопасности и их пороговыми значениями, как правило, рассматриваются в динамике и тщательно исследуются.

Выявление угроз экономической  безопасности и прогнозирование  их последствий осуществляется с  помощью мониторинга (систематического сопоставления действительного положения с желаемым). Для точного установления "диагноза" состояние экономики, выявления и устранения опасных тенденций проводится комплексная оценка пороговых значений всех показателей (индикаторов: изменения объемов производства, реальных доходов населения, темпов роста зарплаты, уровня безработицы, регионального индекса инфляции и т.п.), что в свою очередь требует проведения более углубленного исследования на основе классических и неклассических зависимостей экономических параметров с учетом изменения базиса общества.

Для оценки экономической  безопасности государства чаще всего применяются следующие методы:

  • наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями;
  • оценка темпов экономического роста государства по основным макроэкономическим показателям и динамики их изменения. Для этого могут быть использованы комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития государства, районов или городов, в зависимости от объекта исследования;
  • экспертные, которые служат для описания качественных и количественных характеристик исследуемых процессов. Они используют логические правила выбора решений, которые формируют эксперты на основе собственных представлений и знаний о какой-либо области проблем. К ним, в частности, относятся балльная оценка уровня кризиса и ранжирование территорий по степени угроз экономической безопасности;
  • теоретико-игровые;
  • анализ и обработка сценариев;
  • многомерный статистический анализ;
  • оптимизации;
  • распознавания образов.

Наиболее широкое применение нашли экспертные методы, которые  обычно исходят в установлении балльной оценки государства из уровня и условий его социально-экономического развития.

Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности оценки угроз и их последствий для экономической безопасности объекта исследования базируется на следующих принципах:

  • комплексности, то есть необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой и территориальной, социальной, технической и экологической составляющих);
  • системности, то есть учета как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента экономического пространства более высокого уровня;
  • вариантности (альтернативности), то есть выявления и обоснованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации, с одной стороны, расчета траектории социально-экономического развития в постстабилизационный период, с другой стороны;
  • безусловного примата экономической безопасности как важнейшего элемента качества жизни и социального прогресса, то есть приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержание нормальных условий его существования;
  • приемлемого риска, то есть выявления и реализации доступных мер, направленных на защиту человека в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;
  • соизмеримости технической и социальной составляющих экономической безопасности и безусловного приоритета последней;
  • компромисса между поколениями с акцентом тяжести преодоления пороговых ситуаций на нынешнем поколении.

Для всесторонней характеристики причин и последствий региональных кризисных ситуаций чаще всего анализ производится по следующим сферам (блокам):

  • финансово-экономическое состояние региона;
  • уровень занятости населения; обеспечение правопорядка;
  • уровень жизни населения;
  • научно-технический потенциал;
  • состояние природной среды;
  • демографические процессы;
  • топливно-энергетические ресурсы;
  • обеспеченность продовольствием.

Анализ кризисных ситуаций по каждому из блоков рекомендуется  проводить в следующей последовательности.

          1) Составляется предварительный реестр объектов исследования:

  • области, входящие в экономический район;
  • крупные города, промышленные узлы, территории с особым   режимом хозяйствования, регионы с нарушенной экологией;
  • территории с единственным градообразующим предприятием.

2) Собирается информация для оценки кризисных ситуаций.

3) Оценивается уровень угроз экономической безопасности.

4) Производится сбор основных показателей для оценки кризисных ситуаций по сферам жизнедеятельности территории.

5) Оцениваются кризисные ситуации в регионах по сферам жизнедеятельности. На основании полученных показателей регионы ранжируются по уровню угроз экономической безопасности и влиянию на национальную безопасность.

6) Для неблагоприятных территорий углубленно анализируются причины и последствия кризисных ситуаций.

7) Разрабатываются программно-целевые мероприятия, направленные на локализацию и нейтрализацию влияния очагов региональных кризисных ситуаций.

Полученные данные по оценке кризисных ситуаций в экономике  и социальной сфере субъектов позволяют более детально оценить влияние региональных кризисных ситуаций на экономическую безопасность страны в целом.

 

  • 1.3. Классификация угроз экономической безопасности
  •  

     

    Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

    1. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

    Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в  особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

    Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет  не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

    Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материальной сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.

    Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.

    Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

    2. Дезинтеграция  экономики  и спад производства.

    В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое  пространство страны распалось на две  слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).

    В сбалансированной экономической  системе, находящейся в состоянии  равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала  из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны с банками, с бытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.

    В неравновесном  и  разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения  капитала и производственная сфера  оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала   из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж).

    Информация о работе Экономическая безопасность России