Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

При разработке концепции и сопутствующей ей стратегии экономической безопасности исходят из наличия различных внутренних и внешних угроз (факторов), которые вызваны трансформационными (переходными) процессами становления и развития рыночной экономики России. Роль и значение государства в этих условиях возрастает. В связи с этим возрастает необходимость исследования экономической безопасности и функций государства в этой области. А

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы анализа экономической безопасности……….…5

1.1. Сущность экономической безопасности…………………………..…5
. Показатели и критерии экономической безопасности…………...…9
1.3. Классификация угроз экономической безопасности……………....12

2. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации, их разрешение………………………………………………………………………19

2.1Состояние и проблемы экономической безопасности Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности………………………………………………………………..……21

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованных источников….…………………...………….…….28

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической  безопасности.

Реализация мер по устранению угроз экономической  безопасности Российской Федерации  требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

Заключение

 

 

Учитывая тесную взаимосвязь  между экономической безопасностью региона и страны, центральные органы управления должны принимать меры по повышению экономической безопасности территорий. Под ними подразумеваются:

  • разработка и осуществление республиканских программ поддержки регионального развития;
  • размещение республиканских госзаказов на поставку важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, продовольствия и других товаров народного потребления, ввод в действие мощностей и объектов республиканского значения, реализация других республиканских программ;
  • выработка системы экономических стимулов, льгот, субсидий и т.п., призванных обеспечить социально-экономические условия отдельных регионов не ниже минимальных по принятым нормам и стандартам, стимулирование сохранения и наращивания соответствующих производств, выдерживание экологических требований;
  • паритетное участие в крупных региональных инвестиционных проектах с использованием различных форм льготирования;
  • финансирование с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, через специальные фонды развития и местные бюджеты программ, способных предотвратить возникновение опасности для экономики региона;
  • создание благоприятного климата для развития экономической инфраструктуры в регионе;
  • выбор обоснованной экономической стратегии в отношении с территориями, недопущение неаргументированных решений, результатом которых может стать замедление или прекращение экономического развития региона, возникновение социальных конфликтов;
  • подготовка кадров на региональном уровне к системным преобразованиям и регулированию экономики;
  • обеспечение устойчивого внешнего рынка сбыта продукции, соблюдение паритета цен на сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары, сырье, энергию;
  • преодоление нарушений в межотраслевом балансе народного хозяйства;
  • недопущение или ограничение суммы задолженности по заработной плате;
  • формирование полноценного комплекса нормативно-правовых актов, регламентирующих все стороны хозяйственной деятельности, исходя из накопленного опыта развитых стран, нацеленных на создание наиболее благоприятных условий для развития регионов, без ущемления интересов смежных территорий и государства в целом;
  • создание системы государственного регулирования в сфере производства социально значимых товаров и услуг;
  • формирование необходимых запасов стратегического сырья и резервов мощностей для использования в чрезвычайных ситуациях;
  • разработка государственных программ поддержки производства убыточной, но социально необходимой продукции, развития перспективных и высокодоходных производств.

В свою очередь, органы управления в регионах должны соблюдать все нормы и правила, регламентирующие порядок взаимоотношений с собственными юридическими и физическими лицами. Это, прежде всего, соблюдение договорных обязательств, поддержание взвешенной ценовой и тарифной политики, исключение необоснованных ограничений, санкций, налогов, сборов на хозяйственную и другие виды деятельности в отношении нерезидентов региона. Любые односторонние действия по достижению собственной экономической безопасности за счет других, как правило, приводят к адекватным обратным мерам, что в итоге еще более усугубляет неблагоприятную ситуацию. Только тесное взаимодействие с другими регионами, центральными органами управления, взвешенное международное сотрудничество, а главное — максимально полное использование внутренних возможностей, могут способствовать достижению высокого уровня экономической безопасности региона, а в случае ее снижения — стабилизации и достижению роста. Здесь особая роль принадлежит государству. На практике это реализуется посредством использования прямых и косвенных регуляторов, критериев показателей всеми ветвями власти в тесном взаимодействии с региональными структурами.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что экономическая  безопасность России тесно связана со структурой и динамикой мировой экономики, которая находится в состоянии потенциального системного кризиса. Обезопасить свою экономику от рисков глобализации наша страна может, уменьшив зависимость от случайностей, внезапных колебаний мировой конъюнктуры.

Ответом на потребности  обеспечения экономической безопасности могут стать научные достижения теории катастроф, предметом которой  является изучение и предупреждение рисков, конфликтов и кризисов.

Необходимость обращения  к теории катастроф для многих стала очевидной уже в начале «перестройки» и ответом на нее была публикация монографии академика В.Арнольда «Теория катастроф», в которой были сформулированы ориентиры для реагирования на трудности и вероятные нежелательные последствия реформ.

Главное - это осознать нелинейность переходных процессов, к  которой необходимо приспособиться управленцам, привыкшим к линейному  мышлению.

Это можно понимать как  призыв к оперативным и нестандартным  решениям и действиям по предотвращению кризиса экономической безопасности страны, прежде всего  со стороны государства, но и не только государства, а также со стороны институтов - норм, механизмов, правил поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Абалкин, Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение/ Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. – С. 4-5.
  2. Барабин, В.В. Экономическая безопасность государства/ В.В. Барабин. - М.: 2001. – 182с.
  3. Блинов, Н. Об обеспечении экономической безопасности России / Блинов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. - 1996. - N 4. - С.47-51.
  4. Богданов, И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика/ И.А. Богданов. - М.: «ИСПИРАН», 2005. - С. 28
  5. Бурцев, В.В. Проблемы государственной экономической безопасности/ В.В. Бурцов // Финансы. - 2003. - N 8. - С.54-55.
  6. Василенко, А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации/ А.И. Василенко // В мире науки. - 2009. - N 3. - С.21-23
  7. Городецкий, А. Вопросы безопасности экономики России/ А. Городецкий // Экономист. - 1995. - N 10. - С.44-50.
  8. Градов, А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики/ А.П. Градов // Экон. наука современ. России. - 2001. - N 3. - С.70-78.
  9. Дронов, Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности/ Р. Дронов // Экономист. - 2001. - N 2. - С.42-45.
  10. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России/ В.С. Загашвили. - М.: «Гардарика», 2004. - С. 114
  11. Илларионов, А.И. Критерии экономической безопасности/ А.И. Илларионов // Вопросы экономики. - 2004. -   № 10. – С.8-11.
  12. Козлова, А. Экономическая безопасность как явление и понятие/ А. Козлова // Власть. - 2009. - N 1. - С.14-17.
  13. Кузнецова, Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства/ Е.А. Кузнецова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 7. - С.30-34.
  14. Прохожев, А. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности / А.Прохожев, М.Корнилов // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.225-239.
  15. Сенчагов, В. Как обеспечить экономическую безопасность России/ В. Сенчагов // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - N 6. - C.36-37.
  16. Сенчагов, В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России/ В. Сенчагов // Вопр. экономики. - 2001. - N 8. - С.64-79.

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая безопасность России