Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:04, курсовая работа
Даная проблема стала темой моей курсовой работы целью которой раскрыть сущность понятия экономической безопасности, определить ее критерии и показатели, задачи, установить влияние внутренних и внешних угроз на экономическую безопасность, дать оценку экономической безопасности Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая безопасность и факторы ее определяющие. 4
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности. 4
1.2. Элементы экономической безопасности. 6
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности. 7
1.4. Проблемы экономической безопасности и пути их решения. 11
2. Модель экономической безопасности 14
2.1. Составляющие модели экономической безопасности 14
2.2. Угрозы экономической безопасности 17
3. Экономическая безопасность Республики Беларусь 21
3.1. Состояние экономической безопасности В Республике Беларусь 21
3.2. Показатели экономической безопасности Республики Беларусь 22
3.3. Механизм обеспечения экономической безопасности: формы и методы обеспечения. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованных источников 32
Приложения…………….……………………………………………………………3
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.
Мониторинг угроз экономической безопасности с помощью аналитических индикаторов дает возможность выявить критические «болевые» точки и использовать их в качестве пороговых значений.
Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Чтобы осуществить функцию обеспечения экономической безопасности, государство должно отслеживать границу между безопасной зоной и опасной зоной в развитии различных сфер экономики, и в первую очередь путем учета и соблюдения пороговых значений индикаторов. Индикаторы - это ориентиры развития, определяющие границу (зоны) негативных процессов, подающие сигналы участникам рыночных отношений о возможных сферах неблагополучия, понижения общего уровня национальной безопасности.
В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Пороговым значениям придается статус количественных параметров, которые утверждаются на государственном уровне и в обязательном порядке учитываются при формировании и реализации правительственных социально-экономических программ.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
Пороговые
уровни снижения безопасности можно охарактеризовать
системой показателей общехозяйственного
и социально-экономического значения,
отражающих, в частности: предельно допустимый
уровень снижения экономической активности,
объемов производства, инвестирования
и финансирования, за пределами которого
невозможно самостоятельное экономическое
развитие страны на технически современном,
конкурентоспособном базисе, сохранение
демократических основ общественного
строя, поддержание оборонного, научно-технического,
инновационного, инвестиционного и образовательно-
Обобщая
выше сказанное, можно сказать, что экономическая
безопасность - это способность экономики
обеспечивать эффективное удовлетворение
общественных потребностей на национальном
и международном уровнях. Иными словами,
экономическая безопасность представляет
собой совокупность внутренних и внешних
условий, благоприятствующих эффективному
динамическому росту национальной экономики,
её способности удовлетворять потребности
общества, государства, индивида, обеспечивать
конкурентоспособность на внешних и внутренних
рынках, гарантирующую от различного рода
угроз и потерь.[9]
1.4.
Проблемы экономической безопасности
и пути их решения.
Исторически проблема экономической безопасности возникает одновременно с формированием государственности, становлением национальных интересов вообще и экономических интересов в частности.
Среди множества факторов, предопределяющих подходы и решения проблемы экономической безопасности, выделяются два. Первый - это состояние национальной экономики, уровень ее конкурентоспособности. Второй - уровень конкуренции в мировом хозяйстве, борьба за соответствующее место в мировой экономической табели о рангах. Ни одна страна не застрахована от потери того или иного места в мировом рейтинге конкурентоспособности.
Экономическая безопасность охватывает многогранные аспекты жизни человека, семьи, общества и государства, с его макро- и микроэкономическими структурами. Оценка их состояния предусматривает определение тенденций темпов прогресса или деградации экономики, а также прогноз на будущее. При этом обобщающими оценочными критериями выступают показатели уровня валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) в расчете на душу населения, конкурентоспособности национального товаропроизводства на внутреннем и внешнем рынке, стабильность курса денежной единицы, сбалансированности платежного баланса, размеров доходов на душу населения различных его социальных групп и их реальной платежеспособности. Чем выше эти показатели, тем более прочны гарантии безопасности. В этом в конце концов состоят несущие конструкции экономической безопасности - органические взаимосвязанные и подвижные причины и следствия, степени мотивации предпринимательской и трудовой деятельности, с одной стороны, и инвестиционной и инновационной активности - с другой. В конечном итоге именно действие этих факторов обеспечивает экономический рост, структурное и качественное обновление социально-экономической и духовной жизни общества, его жизнеспособность в окружающей среде.
Только за счет высокой степени экономической заинтересованности человека в активном и высокопроизводительном труде создаются реальные предпосылки для того, чтобы он имел благоустроенное жилище, хорошо питался, одевался, имел другие жизненные блага. Понятно, что конституционно гарантированная свобода выбора каждым человеком своей созидательной деятельности предусматривает катализацию всей системы трудовой мотивации и активности, без чего сами по себе правовые акты социальной защищенности человека и семьи остаются не больше чем пустым звуком. Необходимы действительные источники финансовых и материальных гарантий экономической безопасности, в том числе социальной защиты личности, права ее на труд, образование, здравоохранение, страховую защиту от болезней в старости и т.д.
Экономическая безопасность включает в себя такие решающие звенья, как преодоление следующих проблем.
Во-первых, следует стабилизировать ситуацию, сконцентрировать все свои ресурсные и инвестиционные возможности, интеллектуальный потенциал на преодоление валютно-финансового кризиса и общеэкономического кризиса. Приоритетное развитие наукоемких сфер с быстрой оборотностью и окупаемостью, ресурсосбережением и внутренним накоплением для активизации инвестиционной деятельности и структурной перестройки экономики. Нужно эффективно использовать финансовую и кредитную помощь со стороны высокоразвитых стран и международных организаций.
Во-вторых, перейти к политике глубоких всесторонних и взаимовыгодных экономических взаимосвязей, углублению эффективного разделения труда, кооперации и интеграции связанных производств, инфраструктур и рынков.
В-третьих, создать для достижения этих целей режимы наибольшего экономического содействия взаимовыгодному товаро- и капиталообороту между заинтересованными сторонами. Иначе говоря, должны быть устранены искусственные торговые и другие барьеры.
В-четвертых, необходимо перейти к упорядоченной системе регулирования валютных курсов, ввести конвертированные деньги и свободные банковские расчеты между странами на принципах цивилизованных межгосударственных соглашений.
Иначе говоря, необходимо исключить разрушительный характер реформ, осуществить структурную перестройку на здоровой экономической основе обновления и развития производительных сил, товарного производства под изменчивый рыночный спрос на базе преимущественно собственных накоплений, инвестиций и инноваций.
Особый упор должен быть сделан на опережающем развитии наукоемких, ресурсосберегающих и энергосберегающих сфер с быстрыми темпами оборотности и окупаемости капитала.
Приоритетным
направлением государственной поддержки
инвестиционно-структурных программ обеспечения
первоочередной экономической безопасности
может быть отнесена энергетическая, продовольственная,
коммуникационно-
Экономическая безопасность народов невозможна без исключения из жизни общества острых социальных и национальных конфликтов, региональных и тем более глобальных вооруженных столкновений, ведущих к гибели людей и хозяйственным разрушениям, которые прерывают воспроизводственные циклы нормального эволюционного развития. [3]
Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.[4]
2. Модель
экономической безопасности
2.1.
Составляющие модели экономической безопасности
Важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность, которая представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития страны и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. Создание модели экономической безопасности необходимо органам государственного управления для поддержки принятия решения в вопросах макроэкономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики. Модель экономической безопасности позволяет описать состояние экономики на макроэкономическом уровне, провести анализ и прогноз, и, как результат, определить оптимальные приоритеты стратегии экономической безопасности государства.
Методологической основой формирования модели экономической безопасности является Концепция национальной безопасности РБ, в которой сформированы проблемы, факторы, создающие угрозы безопасности стран, цели, средства и направления деятельности по защите жизненно-важных интересов и противодействию угрозам
Экономическая безопасность - составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Основные составляющие модели экономической безопасности:
Информация о работе Экономическая безопасность страны: сущность, проблемы, основные задачи