Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:04, курсовая работа
Даная проблема стала темой моей курсовой работы целью которой раскрыть сущность понятия экономической безопасности, определить ее критерии и показатели, задачи, установить влияние внутренних и внешних угроз на экономическую безопасность, дать оценку экономической безопасности Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая безопасность и факторы ее определяющие. 4
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности. 4
1.2. Элементы экономической безопасности. 6
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности. 7
1.4. Проблемы экономической безопасности и пути их решения. 11
2. Модель экономической безопасности 14
2.1. Составляющие модели экономической безопасности 14
2.2. Угрозы экономической безопасности 17
3. Экономическая безопасность Республики Беларусь 21
3.1. Состояние экономической безопасности В Республике Беларусь 21
3.2. Показатели экономической безопасности Республики Беларусь 22
3.3. Механизм обеспечения экономической безопасности: формы и методы обеспечения. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованных источников 32
Приложения…………….……………………………………………………………3
В международных отношениях Республика Беларусь столкнулась с новыми тенденциями в мировой экономике, которые характеризуются ужесточением конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта. Более мощные в экономическом отношении государства стремятся диктовать условия остальным странам. В связи с этим наблюдается стремление ряда государств использовать сложившуюся ситуацию в Беларуси в своих экономических и политических интересах в ущерб интересам республики.
Сегодня Республика Беларусь - это малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников материально-сырьевых ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу развития республики.
Продолжают сильно влиять на экономическую безопасность страны внутренние и внешние угрозы. К внутренним угрозам ЭБ нашей страны относятся: структурная деформированность экономики и ее низкие конкурентоспособность и внутренняя инвестиционная активность, разрушение научно-технического потенциала, «утечка умов», износ производственного оборудования и коммуникационных систем, неразвитость инфраструктуры, высокий уровень монополизации экономики и др.
К внешним угрозам относятся: потеря традиционных рынков сбыта машиностроительной и военно-технической продукции, сырьевая зависимость, дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях, высокий уровень долга, недостаточный экспортный и валютный контроль, привлекательность заграничных сегментов мирового рынка труда.
Становится
очевидным, что национальная безопасность
Республики Беларусь все в большей мере
становится зависимой от состояния самой
белорусской экономики. В этих условиях
экономический потенциал превращается
в материальную основу национальной безопасности
республики. Как показывает мировая практика,
укрепление экономического потенциала
и обеспечение экономической безопасности
- это гарантия независимости государства
одно из главных условий эффективной жизнедеятельности
общества, его стабильности, способности
к устойчивому развитию. Экономической
безопасности принадлежит решающая, базисная
роль в системе Национальной безопасности.
3.2.
Показатели экономической безопасности
Республики Беларусь
Одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики страны является валовой внутренний продукт. Первые 7 месяцев 2004 г. характеризуются высокими темпами роста практически во всех отраслях экономики (Приложение 1).
ВВП за январь - август 2004 г. составил 30412,7 млрд. руб., по сравнению с январем - августом 2003 г. он увеличился на 10,7%. Рост был обеспечен увеличением объемов добавленной стоимости в ведущих отраслях экономики: промышленность - 27,4%, сельское хозяйство - 7,2%, транспорт и связь - 10,1%, торговля и общественное питание - 9,7%.
В январе - августе 2004 г. использовано 5528,1 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,4% к уровню соответствующего периода прошлого года.
Обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни белорусских граждан - основная задача социальной политики государства. Во всех регионах отмечается тенденция снижения малообеспеченного населения по областям: в Брестской области доля малообеспеченного населения снизилась с 39,2% в 2002 г. до 30,2% в 2003 г., в Минской области - с 35,9% до 26,9%, в Витебской области с 31,7% до 25,6%.
В январе - июле 2004 г. денежные доходы населения составили 18,2 трлн. руб.; в расчете на душу населения - 265 тыс. руб. в месяц. По сравнению с соответствующим периодом 2003 г. они возросли на 35,4% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 20,3%. Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за январь - июль 2004 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 12,6%, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов) - на 12,5% [13].
Внешний государственный долг Республики Беларусь за сентябрь сократился на 1,4% − до 1334,3 млрд. бел. руб.; тогда как внутренний государственный долг увеличился на 3,9% до 2633,9 млрд. бел. руб. Прирост внутреннего долга был вызван увеличением долгосрочной задолженности, гарантированной правительством Республики Беларусь, на 20,1% − до 583,3 млрд. бел. руб. Вся внешняя задолженность, гарантированная правительством, составляла на 1 октября составляла 687 млрд. бел. руб.; т.е. 51,5% от внешнего долга. Долгосрочная внутренняя задолженность достигла на эту дату 2271,1 млрд. бел. руб. (86,4% от суммы внутреннего долга), краткосрочная - 356,6 млрд. бел. руб. [6].
В январе - июле 2004 г. в экономике республики было занято 4,3 млн. человек. В этом периоде предприятиями и организациями принято на работу 496,1 тыс. человек, по различным причинам было уволено 481,3 тыс. человек. В январе - августе 2004 г. в органы государственной службы занятости за помощью в трудоустройстве обратилось 195 тыс. граждан, из них признаны безработными 143 тыс. человек. Трудоустроено за этот период 133 тыс. человек, в т.ч. 105 тыс. безработных. Уровень безработицы по оценке составил 2,3% от экономически активного населения.
По данным министерства внутренних дел, в январе - августе 2004 г. в республике зарегистрировано 106,4 тыс. преступлений, что на 5,4% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. На 10 тыс. человек за этот период в республике зарегистрировано 108 преступлений.
Доля расходов республиканского бюджета на науку (Приложение 2) в последние годы составляла в пределах 2% к расходу республиканского бюджета. В 2003 г. расходы республиканского бюджета на науку составили 0,37% к ВВП. Внутренние затраты на исследование и разработки составили в 2003 г. 223,6 млрд. руб., или 0,62% к ВВП. В составе источников финансирования научно-исследовательской деятельности в 2003 г. продолжали преобладать бюджетное ассигнование - 48,7% и средства заказчика - 19%. Доля собственных средств в составе источников финансирования составила 12,7% [13].
Товарооборот за январь-сентябрь 2004 г. составил 2096,2 млн.доллоров США (136,6% к прошлому периоду 2003 года). Экспорт увеличился на 36,7% И составил 9818,0 млн.долл.США. Импорт также увеличился на 36,5% (равен 11145,2 млн.долл.США). [10]
В целом за 9 месяцев 2004 г. инфляция составляет 9% − это лучший показатель за 10 лет. Потребительские цены за этот период увеличились на 9%, цены в промышленности - на 15,9%.[6]
Согласно
основным показателям Прогноза социально-экономического
развития РБ на 2005 г. ВВП должен составить
не менее 108,5 - 110% к уровню 2004 г., объем продукции
промышленности и сельского хозяйства
- 108 − 109,5%. Производство
потребительских товаров достигнет 109,5 −111%.
Экономический рост планируется обеспечить
за счет опережающего роста инвестиций
в основной капитал (на 15,5 −17,5%), снижение энергоемкости
ВВП (на 5−6%). Обеспечение уровня
рентабельности реализованной продукции,
работ и услуг в промышленности (13%). В области
внешней торговли предполагается, что
рост экспорта составит 111 − 112% и превысит рост
импорта (109 − 110%). Согласно прогнозу
реальные денежные доходы населения вырастут
в 2005 году не менее чем на 13 - 14%.[14]
3.3.
Механизм обеспечения экономической безопасности:
формы и методы обеспечения.
Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.
При разработке мероприятий по развитию и реформированию социально-экономического развития главным должен стать принцип безусловного приоритета национальных экономических интересов Республики Беларусь, в том числе при участии страны в межгосударственных и межрегиональных союзах и объединениях.
Социально-экономическая ситуация в республике определяет важнейшие структурные элементы экономической безопасности: финансовый, производственный, транспортно-коммуникационный, энергетический, продовольственный, внешнеэкономический, социальный.
Наиболее важным направлением повышения экономической безопасности страны в 2001-2005 гг. является обеспечение ее финансовой безопасности. Именно финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и государства определяет насколько успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности.
Основной задачей является улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики. Это касается в первую очередь повышения уровня рентабельности и сокращения числа убыточных производств (в том числе и посредством их ликвидации). Положительное влияние на финансовые возможности предприятий окажут меры макроэкономического характера (снижение уровня налогового давления, ликвидация перекрестного субсидирования, сокращение инфляции). Одновременно изменения в макроэкономической политике позволят сократить неплатежи и бартерные операции, что положительно скажется на финансовом состоянии реального сектора экономики.
Для расширения рынков сбыта белорусской продукции и улучшения ценовых условий внешней торговли предусматривается проводить многовекторную внешнеэкономическую политику, а также принять меры по ускорению формирования единого таможенного и экономического пространства с Российской Федерацией.
Улучшение финансового состояния экономики во многом связывается с наличием внешнего финансирования, особенно с получением прямых иностранных инвестиций.
Для обеспечения продовольственной безопасности следует снизить долю импорта продовольствия в общем объеме внутреннего потребления и розничного товарооборота, повысить производство зерна и других важнейших сельскохозяйственных культур.
Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (13-14% общего объема потребления). В целях повышения энергетической безопасности предполагается дальнейший поиск путей и формирование механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, способствующих производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды.
В электроэнергетике повышение энергетической безопасности будет достигаться за счет модернизации и техперевооружения энергообъектов на основе внедрения парогазовых установок, что позволит наиболее полно удовлетворять потребности материальной сферы и населения в электро- и теплоэнергии. Недостающую электроэнергию предусматривается получить путем обеспечения надежных поставок ее из России. Реальное повышение производственной безопасности Беларуси в значительной мере связано с получением внешнего финансирования, особенно прямых иностранных инвестиций Предполагается принять дополнительные меры по более активному привлечению иностранных капиталовложений в экономику республики, особенно в части стратегических инвесторов.
Актуальным является налаживание диалога с кредитными организациями в рамках двухстороннего сотрудничества Беларуси с другими странами. Одним из источников привлечения инвестиций должен стать международный лизинг, что требует разработки соответствующего механизма его использования.
Основной задачей в области транспортно-коммуникационной безопасности в прогнозном периоде является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь долю собственности и экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать к вложению в нее средств других зарубежных инвесторов. Способствовать этому будет осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово-финансовых и структурных мероприятий.
Учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, обеспечение внешнеэкономической безопасности страны должно стать одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.
Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую будет зависеть от конкурентоспособности производимой в стране продукции и умелом использовании внеэкономических факторов развития мировой экономики в интересах национальной. Положительным моментом является то, что стартовые условия для осуществления необходимых мероприятий по обеспечению внешнеэкономической безопасности Беларуси (например, приемлемые уровни внешней задолженности) для этого есть. Кроме того, импорт готовой продукции в общем объеме потребления находится также в допустимых пределах экономических возможностей страны.
Информация о работе Экономическая безопасность страны: сущность, проблемы, основные задачи