Экономическая безопасность страны: сущность, проблемы, основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Даная проблема стала темой моей курсовой работы целью которой раскрыть сущность понятия экономической безопасности, определить ее критерии и показатели, задачи, установить влияние внутренних и внешних угроз на экономическую безопасность, дать оценку экономической безопасности Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая безопасность и факторы ее определяющие. 4
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности. 4
1.2. Элементы экономической безопасности. 6
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности. 7
1.4. Проблемы экономической безопасности и пути их решения. 11
2. Модель экономической безопасности 14
2.1. Составляющие модели экономической безопасности 14
2.2. Угрозы экономической безопасности 17
3. Экономическая безопасность Республики Беларусь 21
3.1. Состояние экономической безопасности В Республике Беларусь 21
3.2. Показатели экономической безопасности Республики Беларусь 22
3.3. Механизм обеспечения экономической безопасности: формы и методы обеспечения. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованных источников 32
Приложения…………….……………………………………………………………3

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность страны сущность, проблемы - курсовая.doc

— 228.75 Кб (Скачать документ)

    Политика государства в области социальной безопасности должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни населения. Нельзя допускать перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. В первую очередь требуется обеспечить сокращение уровня малообеспеченности (бедности) населения, избежать резкой дифференциации доходов различных слоев населения.

    Ухудшение экологической ситуации в мире, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, наличие на территории республики объектов повышенного риска, последствия Чернобыльской катастрофы обусловливают первоочередное решение проблем экологической безопасности Беларуси. Экологическая составляющая безопасности будет обеспечиваться путем реализации комплексных национальных программ, защищающих интересы личности, общества и государства.

    Беларусь, как суверенное государство, в настоящее время проводит политику, способствующую защите собственной национальной безопасности. Эта безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении  страны средствами (политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и др.) с учетом разграничений соответствующих полномочий и обеспечения действий органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

    Отечественная и мировая практика показывает, что совокупность этих средств в области обеспечения экономической безопасности должна представлять гибкий комплекс взаимосвязанных компонентов. Он включает:

  1. механизмы принятия политических (стратегических и тактических) решений;
  2. правовое обеспечение (законы Республики Беларусь, нормативные правительства и министерств);
  3. механизмы «тонкой» настройки (например, финансовые инструменты);
  4. целевые программы и конкретные практические мероприятия по обеспечения экономической безопасности;
  5. системы управления и специализированные научные, технологические, производственные и другие структуры, осуществляющие мониторинг за динамикой важнейших индикаторов безопасности, в том числе оценку рисков и управление рисками;
  6. системы и механизмы поддержания и использования компенсационных (страховых, резервных) фондов и компенсационного потенциала.

    В мировой практике считается, что наиболее эффективной является законодательная форма обеспечения экономической безопасности государства.

    Сложившаяся в Республике Беларусь практика правового регулирования экономической безопасности позволяет сделать вывод о том, что данный правовой механизм должен включать следующие основные элемента или группы законов и подзаконных актов:

  1. Нормативно-прововые акты общерегулирующего характера.
  2. Нормативно-правовые акты, принятые по поводу конкретных чрезвычайных ситуаций и содержащие применительно к ним достаточно развернутые правовые нормы и процедуры по решению вопросов порядка определения и компенсации ущерба от экстремальных ситуаций.

    Экономические методы обеспечения экономической безопасности являются наиболее актуальными и закрепляются в законах; особенно они важны на современном этапе развития республики и при переходе к цивилизованным рыночным отношениям. Они настолько многообразны, насколько многообразна экономическая система современного государства. Среди них: установление размеров и характера налогообложения, кредитования; тарифное и нетарифное регулирование; лицензирование и стандартизация; диверсификация и концентрация экономических взаимоотношений, адресная поддержка и определение социальных индикаторов (нормативов); прогнозирование и программирование; ценовой паритет и регулирование цен; разгосударствление и приватизация и т.д.

    Обеспечит устойчивость экономического развития и управляемость социально-экономического процессами в стране в условиях действия ряда неблагоприятных внешних и внутренних факторов во многом удается благодаря  укреплению существующей вертикальной структуры власти, что в периоды кризисного состояния экономики способствует повышению экономической безопасности страны, оперативному реагированию на возникающие угрозы национальным экономическим интересам и мобилизации на эти цели всех имеющихся ресурсов государства. Однако усугубляющим обстоятельством является централизация и концентрация властных функций на вершине управленческой пирамиды, а также низкая правовая культура в части следования законодательным нормам.

    С учетом этого необходимо создание межведомственной комиссии по обеспечению экономической безопасности, которая могла бы существовать автономно от процесса разработки прогнозов различного временного диапазона, контролировать  и давать предложения по корректировке негативных искажений по важнейшим экономическим параметрам как на стадии разработки прогнозных документов, так и в процессе реализации экономической политики. Функции и права этой комиссии должны быть защищены нормативным актом. [2, c. 236]

    Беларусь не отказывается от мер, направленных на стабилизацию денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики, снижение инфляции, активизацию внутренних и внешних инвестиционных потоков, совершенствование налогового законодательства и эффективную борьбу с экономической преступностью. В нашей стране они проводятся и будут проводиться, однако, при обязательном сохранении социальной ориентированности экономических реформ. [2, с. 226]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Экономическая безопасность страны в содержательном плане - это состояние экономики и ее институтов, при котором обеспечивается защита национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз. В формальном плане под экономической безопасностью государства понимается многомерное пространство позитивных оценок предельных параметров и характеристик социально-экономических процессов, функционирования и развития экономики в целом, выход за границы которого вызывает негативные последствия вплоть до разрушения экономической системы страны и ее подсистем. Предотвращение  такого выхода в критические зоны составляет важнейшую задачу государства, его политики в области экономики, а также выработки им комплекса экономических, экологических, геополитических, правовых и иных мер и усилий, обеспечивающих: динамику экономического роста и выживание экономики в условиях экономических кризисов, внутреннюю и внешнюю защищенность экономики от дестабилизирующих воздействий или угроз; конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; достойные условия жизни граждан страны; гармоничное  и устойчивое развитие личности.

    Стратегия экономической безопасности Беларуси, как молодого государства, ориентирована в первую очередь на обеспечение социально-политической безопасности, поддержание достаточного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя, формирование устойчивой системы общегосударственных ценностей и интересов. Некоторые результаты видны и  сегодня. Валовой внутренний продукт год от года увеличивается, и  в январе-августе 2004 году по сравнению с январем-августом 2003 увеличился на 10,7%. Хотя сегодня еще многие проблемы не решены, Беларусь -- единственная из стран СНГ, обеспечивающая население собственным хлебом, молоком и мясом, нам удалось избежать жесткой продовольственной зависимости от других государств.

    Разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, в которой один из пунктов посвящен вопросу обеспечения экономической безопасности и укрепление. В нем говорится, что для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.

    Поэтому приоритетными направлениями обеспечения экономической безопасности я считаю: повышение эффективности функционирования экономики, прежде всего промышленности и сельского хозяйства; обеспечение стабильной денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики; снижение инфляции и укрепление национальной валюты; активизацию инвестиционного процесса, в том числе со стороны иностранных партнеров; расширение экономических свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности; согласование экономических интересов различных социальных групп, а также личности и государства; защиту отечественных производителей, в случае необходимости протекционизм со стороны государства; обеспечение экономических интересов Республики Беларусь на внешних рынках, борьба с экономической дискриминацией со стороны иностранных государств; сохранение и развитие науки, разработка и внедрение новых технологий; совершенствование налоговой политики; предупреждение, выявление и пресечение преступлений в экономической сфере.

 

Список использованных источников 

  
  1. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. - М.: ТЕИС, 2002.
  2. Проблемы развития национальной экономики Беларуси (теоретические и практические аспекты). - Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2002.
  3. Лукинов И.И. Эволюция экономических систем / И.И. Лукинов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2002.
  4. Экономика. Учебник, изд. 2-е, доп. и перераб. / Под ред.: А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова, М.: ПБОЮП. М.А. Захаров, 2001, 738 с.
  5. М.В. Мясникович, В.Р. Пузиков. Модель обеспечения экономической безописности Республики Беларусь. // Белорусский экономический журнал. 2002. №3. С. 57.
  6. Из потока новостей. Долг продолжает расти. // Белорусский рынок. 01.11.2004. № 43. С. 10.
  7. А.П. Градов. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб «Специальная Литература», 1997.
  8. М.В. Мясникович. Экономическая безопасность домашних хозяйств как основополагающее условие безопасности государства // Белорусский экономический журнал. 2003. № 1. С. 55.
  9. А.Н. Захаров. Экономическая безопасность в Беларуси. // Белорусский банковский бюллетень. 2002. № 3. С 36-46.
  10. Торговый баланс Республики Беларусь. // НэГ, 05.11.2004. № 85. С. 2.
  11. Бондарь А.В. Экономическая безопасность и определяющие ее факторы. Учебно-методическое пособие. / А.В. Бондарь, Н.Н. Бондарь - Мн.: БГЭУ, 2002, 35 с.
  12. Социально-экономическое положение Республики Беларусь за январь - август 2004 г. - Минск.
  13. Республика Беларусь 1995 - 2004 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь - Минск. 2004.
  14. http://www/president.gov.by/Minstat/ru/indicators/pressrel/svodn.doc.

 

Приложение 1 

Основные социально-экономические показатели  
Республики Беларусь  
за январь-август  2004 г.
 

  Январьавгуст 
г
Вк 
январюавгусту 
г
Справочно 
январьавгуст 
гвк 
январюавгусту 
г
Валовой внутренний 
продукт (оценка), млрд. руб.
30412,7 110,7 105,3
Продукция промышленности, млрд. руб. 29986,1 115,0 107,4
Производство потребительских товаров,  
млрд. руб.
7706,3 113,4 105,9
продовольственных 3491,2 113,2 105,8
непродовольственных 3723,5 114,4 106,5
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 5528,1 122,0 115,2
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах  
всех категорий (оценка), млрд. руб.
6301,9 110,3 94,9
Реальные денежные доходы населения х 112,6 108,1

   Примечание. Источник: 12.

   Объемы производства валового внутреннего продукта, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг приведены в текущих ценах, индексы - в сопоставимых ценах.

Приложение 2 

Расходы республиканского бюджета на науку и объем работ, выполненный научными организациями.

Информация о работе Экономическая безопасность страны: сущность, проблемы, основные задачи