Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

антимнопольная политика

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список литературы …………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для Насти Эконом. природа и роль монополий в рыночной экономике.docx

— 184.01 Кб (Скачать документ)

           Оглавление c. 

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа  и роль монополий  в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5

1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1.  Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2.  Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3.  Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список  литературы …………………………………………………………36

      
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       С начала 90-х годов проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. В настоящее время они остро встали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции стоит особенно остро, т.к. существовавшая в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Особенную актуальность в настоящее время имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

     Экономисты  различают четыре несхожие рыночные ситуации, чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько  легко новым фирмам войти в  отрасль.

     Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты, имеют много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов, которые малы относительно рынка и действуют  независимо.

      Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других. Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм, антимонопольное законодательство.

     Важная  роль в регулировании рыночных отношений  принадлежит конкуренции и сотрудничеству. Конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Чем  лучше организована конкуренция, чем  больше участников в нее вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей. Но, создавая рынок, нельзя ограничиваться одной  конкуренцией в чистом виде.

     Темой курсовой работы является экономическая природа  монополий в рыночной экономике. ????

     Целью работы является изучение  экономической  природы монополий в рыночной экономике.?????

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     - изучить теоретические аспекты  экономической природы монополий,  её формы и виды;

     - рассмотреть основные причины возникновения монополизма;

     - изучить особенности современной  монополизации экономики;

     - исследовать действующее в России  антимонопольное законодательство  и перспективы его усовершенствования;

     - рассмотреть сущность антимонопольного  регулирования и применения антимонопольной  политики в России.

     Предметом исследования является экономическая  природа монополий в рыночной экономике. ?????

       Объект исследования – экономические  отношения, складывающиеся вокруг  чистой монополии.???? 
 
 
 

     Глава 1. Экономическая  природа и роль монополизма в  современной рыночной экономике 

    1. Сущность  монополий, цели и  механизмы функционирования
 

     Теория  монополистической конкуренции разработана английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но достаточно несхожие (фрак, тройка), чтобы производитель каждого товара мог менять цену своего товара.

     Теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:

      1) кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.

      2) имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (рис. 1.1а - заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рис. 1.1б, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).

      

      а)      б)

      Рисунок 1.1 - Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.

      3) в отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, так что каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.

        Если рассмотреть рис. 1.1б, то можно видеть, что, добившись равновесия в точке В (в долгосрочном периоде), фирма, действуй она в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня q с , поскольку в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки (т. е. в точке С она бы получила максимальную прибыль). Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции1.

      Чистая  монополия возникает там, где  отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт уникален. Это можно отнести  и к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

      Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной  промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, водоснабжения – закрепляют монопольное положение, получая привилегии от правительства).

      Государство создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли  огромную роль в развитии таких компаний, как «XEROX», «IBM», «SONY» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты и многие другие). Лицензия предоставляется как частной фирме, так и государственной организации (пример – водочная монополия в РФ).

        Таким образом, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль2.

      Монополия может иметь основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).

      Сущность  монополии характеризуется следующими моментами:

     1) монополия возникает из господства в производстве;

     2) господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

     3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

     В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через  понятие "доминирующее положение''. Согласно «Закону о конкуренции» доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ па него другим хозяйствующим субъектам.

     В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более. В некоторых  случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает 35%. Все названные  количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся  к рынкам товаров, не имеющих заменителей  либо взаимозаменяемых товаров.  

     1.2 Виды монополий 

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике