Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
антимнопольная политика
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5
1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8
1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16
2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16
2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26
2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30
Заключение …………………………………………………………………….34
Список литературы …………………………………………………………36
Картель
– форма сговора группы фирм,
действующих совместно и
Конгломерат – концерн особого типа, объединяющий технологически не связанные между собой предприятия различных отраслей.
Конкуренция — определяющий признак рынка – это ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям (прежде всего, продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям, т. е. в некотором смысле участники рынка преследуют взаимоисключающие цели.
Концерн – многоотраслевое акционерное общество; форма объединения предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений, находящихся под единым финансовым контролем.
Монополия – ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как потенциальных конкурентов.
Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет.
Предложение – количество некоторого блага, которое может быть представлено для продажи на рынке по определенной цене.
Прибыль – разница между доходом экономического субъекта (например, фирмы) и полными издержками.
Рынок – 1. совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара или услуги вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара или услуги; 2. абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия.
Синдикат
– объединение предприятий, выпускающих
однородную продукцию, созданное в
интересах организации
Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей
Трест – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.
Фирма – основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости.
Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике