Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
антимнопольная политика
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5
1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8
1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16
2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16
2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26
2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30
Заключение …………………………………………………………………….34
Список литературы …………………………………………………………36
IHH=(X1)2+(X2)2+…+(XN)2,
где XN – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
Чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. При чистой монополии, когда сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10000 (1002=10000). Если же в отрасли действует более десяти тысяч фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.
Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда IHH<1000 (в США – при IHH<1400). По формуле 1 можно подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
- картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу
цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию;
- система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов или в том, что все конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие;
- личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Все формы переплетения фирм-конкурентов имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, нанося этим ущерб потребителю. За ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена уголовная ответственность. Высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Государство стремиться не допускать концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. Но только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства. Крупные размеры национальных компаний способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством. Это противоречие приводит к сосуществованию двух подходов, имеющих достоинства недостатки:
- поведенческий критерий применения санкций. Государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике нарушений. Недостатком этого подхода является трудность его осуществления на практике. Доказать необоснованное монополистическое завышение цен сложно, т.к. надо установить, что цена сильно превышает издержки, которые у монополиста могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности или искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений, поэтому юридически монопольная цена не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. Невозможно отделить повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом;
-
структурный критерий применения санкций
– государство автоматически вмешивается
в случае превышения фирмой определенной
законом доли рынка. Структурный подход
прост в применении: следует установить
долю рынка, приходящуюся на фирму, и становиться
ясно, следует ли против нее применять
антимонопольные меры. Недостатком
структурного подхода является неопределенность
последствий его применения - легко разрушить
не только компании, злоупотребляющие
своим монопольным положением, но и эффективно
действующие фирмы, являющиеся ядром
экономики6.
3.2
Становление антимонопольной
политики в России
Суть антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках. Специфика российских монополий сказалась на особенностях законодательного регулирования их деятельности.Законодательство РФ о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и формирующихся рыночных отношениях.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.
С
1991 года по 1999 год было введено большое
количество законов, составивших организационно-
Но
в 1999 году, через восемь лет после
начала реформ, антимонопольное
Российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике. МАП состояло из нескольких органов – в него входили Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.
Несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране оставался явно недостаточным. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в РФ:
- приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
- принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
- малый бизнес так и не получил должного развития.
Во
многих странах именно малый бизнес
является естественной основой формирования
конкурентной среды, полигоном для
испытания венчурных
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Для улучшения настоящего положения в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 была создана Федеральная антимонопольная служба. ФАС осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах РФ осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Целями ФАС являются:
1.
Благоприятная конкурентная
2.
Равный доступ к товарам (
3.
Прекращение антиконкурентного
вмешательства органов власти
в функционирование рынков, высокая
эффективность бюджетных
4.
Эффективная реализация
Основными
функциями Федеральной
- соблюдение антимонопольного законодательства – Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- соблюдение законодательства о размещении заказов – Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- соблюдение законодательства о рекламе – Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»;
- соблюдение законодательства о естественных монополиях – Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- соблюдение законодательства об электроэнергетике – Федеральный закон от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
-
соблюдение законодательства о контроле
за порядком осуществления иностранных
инвестиций – Федеральный закон от 29.04.2008
№ 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных
инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для
обеспечения обороны страны».
2.3
Методы антимонопольной
политики в России
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:
1.
Стимулирование
2. Развитие конкурентных начал
3.
Организационно-правовое
Выделяют
два метода антимонопольного регулирования:
прямой и косвенный. Прямой метод
регулирования включает меры, устраняющие
или предупреждающие
Немало
проблем при проведении современной
антимонопольной политики в России
возникает в связи с
по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”.
Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает следующие методы антимонопольной политики в России:
- активизация работы по развитию антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе и естественных монополиях, биржевого законодательства и законодательства, обеспечивающего поддержку предпринимательства;
Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике