Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
антимнопольная политика
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5
1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8
1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16
2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16
2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26
2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30
Заключение …………………………………………………………………….34
Список литературы …………………………………………………………36
- принятие мер по совершенствованию нормативно-методического, информационного и правового обеспечения:
а) антимонопольный контроль на товарных и финансовых рынках;
б) развитие конкуренции и предпринимательства;
в) госрегулирование деятельности естественных монополий на транспорте, в области связи;
г) работа госорганов по защите прав потребителей;
- создание необходимых правовых условий для:
а) предотвращения монополизации экономики и развития конкуренции на монополизированных товарных рынках;
6)
снижения барьеров входа на
рынки новых хозяйствующих
в) развития малых и средних предприятий;
- разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства и упрощение соответствующих звеньев налоговой системы;
- разработка и принятие законодательного акта о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующего конкретные формы и механизмы государственного регулирования цен, и устанавливающего ответственность за ценовую дискриминацию потребителей, фальсификацию качества товаров и за другие формы недобросовестной ценовой конкуренции;
- принятие законов, усиливающих ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение регулируемых цен и законодательно установленных
норм ценообразования;
- разработка проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»;
- рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», а также «О биржах и биржевой деятельности»;
- в целях совершенствования антимонопольного регулирования внесение изменений в Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» по вопросам:
а) привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства глав органов местного самоуправления (в статью 7);
б) установления правовых норм определения монопольно высокой цены, а также расширения ответственности хозяйствующих субъектов за действия по ограничению конкуренции (в статью 5);
в)
ужесточения ответственности за
повторное неисполнение в срок руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций
и должностными лицами органе исполнительной
власти субъектов Федерации
г)
дополнения перечня лиц, заявления
которых должны рассматриваться
федеральными и территориальными органами,
гражданами и индивидуальными
Российская
практика антимонопольного регулирования
тяготеет больше к европейской модели.
Это находит выражение в
Система антимонопольного регулирования экономики включает:
- понятие монополиста, его качественные/количественные характеристики и виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
- перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;
- определение системы антимонопольных органов, их задач и функций;
- меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования — определение монополистической деятельности, представляющей злоупотребление доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции:
- изъятие товаров для создания дефицита и повышения цен;
- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
- нарушение установленного порядка ценообразования;
- создание препятствий доступу на рынок другим субъектам;
-
установление монопольно высоких (низких)
цен;
Заключение
Таким образом, в российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие "доминирующее положение''. Согласно Закону о конкуренции доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ па него другим хозяйствующим субъектам.
В России главным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), который создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:
- содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Этот
орган вправе давать хозяйствующим
субъектам обязательные для исполнения
предписания о прекращении
Система
антимонопольного регулирования включает
меры ответственности за нарушения
антимонопольного законодательства. В
России это в основном меры административно-
В
экономике современных
Естественная монополия — такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Согласно Федеральному закону РФ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- уедут по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров.
Список
литературы
ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 4.
М.: Омега-Л, 2011. 505 с.
М.: ИНФРА-М, 2009. 919с.
Приложение 1
Система антимонопольного регулирования
Естественная монополия – ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города).
Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике